аракс

Аракс - живая легенда отечественного рока. Группа принесла на нашу рок-сцену русифицированный вариант хард-рока.

Аракс был основан в 1971 году студентами экономического факультета МГУ Юрием Сааховым (соло-гитара), Эдуардом Касабовым (бас, вокал) и его братом Гариком Касабовым (барабаны), которые и дали название своему детищу по имени протекающей на их родине реки. Группа выступала на танцплощадке в Люберцах с репертуаром из фирменных песен, и сюда в 1973 году приехали режиссер театра имени Ленинского комсомола М. Захаров и известный композитор Г. Гладков, чтобы посмотреть коллектив и пригласить для участия в спектакле Автоград XXI . Спустя некоторое время Аракс появился на театральных подмостках. Состав группы был таким: Эдуард Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара, вокал, экс- Скоморохи ), Игорь Саульский (клавиши), Александр Лерман (вокал, экс- Веселые Ребята , Скоморохи , Ветры Перемен) и Борис Багрычев (барабаны, экс- Цветы ). Чуть позже с участием Аракса был поставлен еще один спектакль - Тиль .

Специфика работы в театре обусловила некоторую текучесть кадров. Ряд музыкантов, тяготевших к более проявленному рокерскому бытию, со временем покинули Аракс и ушли в концертирующие составы (А. Лерман, Б. Багричев). С другой стороны руководитель группы Ю Шахназаров постоянно стремился повышать качество исполнения музыки и в результате в группе появились известные высококлассные музыканты: в 1974 в группе появился великолепный вокалист и бас-гитарист Сергей Беликов (экс- Мы ), некоторое время в Араксе пел Садо (ныне - певец труппы театра), в 1974 году в Аракс пришел клавишник Сергей Рудницкий.

В 1975 году Аракс (Шахназаров, Садо, Беликов, Рудницкий, Данилович) активно участвует в постановке рок-оперы Алексея Рыбникова и Павла Грушко Звезда и смерть Хоакина Мурьеты , которая сделала группу знаменитой.

В 1976 году за барабаны сел Анатолий Абрамов (экс- Високосное Лето , до него в Араксе стучали Владимир Полонский и Александр Данилович).

В конце 1977 года Шахназаров ушел в состав Аллы Пугачевой, и в начале 1978 года в группе начал работать один из лучших гитаристов отечественного рока Вадим Голутвин (экс- Веселые Ребята ). Чуть позже к Араксу присоединился второй гитарист Тимур Мардалейшвили (экс- Виктория ), обладавший своей собственной уникальной гитарной школой, умевший излагать при игре на гитаре всю полноту чувств. Были сделаны концертные программы с Садо, с Беликовым, Аракс на концертах играл уже полную программу в двух отделениях, причем каждое отделение имело разную стилистику, так, например, второе отделение начиналось с того, что музыканты садились на стульчики и играли акустическую музыку - то, что сегодня называется словом unplugged . В 1979 году появился Анатолий Алешин (вокал, скрипка. экс- Веселые Ребята ) - некоторое время он и Беликов пели в группе одновременно, а вскоре Беликов решил начать сольную карьеру. И, наконец, в 1980 году из Воскресенья пришел Евгений Маргулис. Так постепенно складывался золотой состав Аракса .

В конце 70-х музыканты Аракса приняли участие в записи музыки к кинофильмам 31 июня и Узнай меня . В 1980 году ансамбль появился на первых строчках хит-парадов с песнями Ю. Антонова. Одновременно они начали совместную работу над значительным проектом Колокол тревоги . (Этот проект не вышел в свет в свое время из-за репрессий, начатых против Аракса , а потом отдельные песни появились на сольниках как Ю. Антонова, так и Аракса .). Пластиночная популярность уже позволяла собирать публику на сольные концерты, и тогда музыканты почувствовали, что пришла пора покинуть стены театра и попробовать себя на эстраде. Отсутствие штатного текстовика создавало некоторые проблемы с песенным репертуаром. Но Антонов написал для Аракса песню С чего бы? , Маргулис принес песню и сам спел Дороги наши разошлись , Константин Никольский подарил Ветерок , а Алексей Романов на заготовки мелодий написал песни Солнцем освещенная дорога , Синева, пустота, тишина и несколько других. Постепенно сложилась концертная программа, в которую вошли многие ныне известные хиты, и Аракс пустился в свободное плавание. Группа, выступавшая от Мособлфилармонии, за три года дала более тысячи концертов во многих городах СССР.

Но в 1982 году на Аракс началась настоящая охота. Власти принялись планомерно уничтожать группы, имевшие ярко выраженное национальное начало в своей музыке Аракс стал первым в списке жертв, потом к нему добавились Воскресенье , ДК , Браво , Круиз и др. Летом 1982 года Министерство культуры РСФСР издало приказ о расформировании группы. Этот приказ догнал Аракс 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль был срочно отправлен обратно в Москву.

Музыканты не собирались сдаваться и в октябре 1982 года вышли на сцену под названием Феникс , но так как основная творческая концепция осталась прежней, то в итоге их снова вычислили. Тогда появилось новое название - Ветер , а потом - Глобус ... Но коллектив уже разрушили настолько, что ушел Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, потом он тоже ушел и пришел клавишник Сергей Шмелев, а Александр Миньков пришел вместо Маргулиса, в конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили ушли к Стасу Намину, Рудницкий оказался в Аэробусе Антонова, а Голутвин - в СВ . Группа прекратила свое существование.

В середине 80-х некоторые музыканты Аракса вернулись в Ленком (первым - Абрамов, потом - Рудницкий). Алешин начал сольную карьеру, а в конце 80-х эмигрировал в США. Голутвин успешно выступает в составе СВ . Мардалейшвили работает как сессионный музыкант. В 1989 году была предпринята попытка реорганизовать Аракс в составе: Рудницкий, Абрамов, Мардалейшвили, Парфенюк, гитарист Сергей Бе-резкин (экс- Рок-ателье ), басист Сергей Рыжов (экс- Динамик ). Последний концерт группы состоялся в Нью-Йорке на сцене Колумбийского университета во время гастролей Лейкома на Бродвее в 1990 году.

Сегодня Анатолий Алешин - в Америке, сессионный музыкант Садо - солист театра, он пел в Юноне и Авось уже в середине 70-х. Тимур Мардалейшвили является московским представителем американской фирмы, производящей музыкальную аппаратуру, по-прежнему играет на гитаре в проектах Рудницкого. Сам Рудницкий поглощен созданием музыки для театра и кино, в последние годы им написана музыка ко многим спектаклям Театра им. Ленинского Комсомола - Безумный день, или женитьба Фигаро (на темы Моцарта и Россини), Чайка , Варвар и Еретик , Две женщины и др. Голутвин выступает в СВ .