ночной проспект

Ночной Проспект - одна из групп, определявших движения московской рок-школы в 80-х годах. Фундаментом для нее послужила группа Проспект , образованная в 1981 году в стенах МГУ студентами-истфаковцами Алексеем Борисовым (вокал, гитара) и Дмитрием Маценовым (вокал, гитара), к которым присоединились Алексей Раскатов (ударные) и Сергей Кудрявцев (бас). В 1983 году в состав группы вошел клавишник и также студент МГУ философского факультета Иван Соколовский, а Раскатова заменил профессиональный барабанщик Сергей Павлов. Проспект исполнял твисты и рок-н-роллы, многие из которых - Стояла жаркая погода , Твист лакированных ботинок и др. - вошли в золотой фонд отечественного рок-н-ролла. Тогда же группа начала эксперименты с новой волной . К сожалению, собственные записи Проспекта остались только на репетиционных пленках, тем не менее многое из написанного в студенческие годы прошло красной нитью через позднее творчество группы, часть песен в новой аранжировке появилась на альбомах Ночного Проспекта : Незнакомые лица , Микробы любви , Гуманитарная жизнь , Цвета позолоченных лет .

В 1984 году Проспект распался. И спустя некоторое время на свет появился Ночной Проспект , который первоначально представлял собой дуэт Борисов - Соколовский, иногда к ним присоединялись Павлов или Раскатов в качестве перкуссиони-стов. Группа опробовала новый жанр - технопоп, который тогда в Москве цвел только в студийных условиях ( Отряд Валерия Чкалова , Центр , Метро ), и в итоге Ночной Проспект стал первой группой, которая вытащила технопоп на сцену. Поскольку музыкантов было только двое, они использовали в живых выступлениях так называемые болванки , то есть записанные на магнитофон партии электронных барабанов и баса, а также некоторые гитарные вставки.

Первое появление Ночного Проспекта на публике состоялось в апреле 1985 года, пасхальной ночью в спортзале общежития МГУ ДАСе на совместном концерте с 'Кабинетом и питерской Алисой . Чуть позже, как и ряд других московских групп Ночной Проспект принимает участие в прослушиваниях в МДСТ (Московском Доме Самодеятельного Творчества), принявших осенью форму Рок-лаборатории. В мае 1985 г. записывается первый магнитофонный альбом Незнакомые лица . Тогда же дуэт начинает сотрудничество с Наташей Бор-жомовой, песня которой Ох, если бы я умерла становится одним из главных хитов 1985 года.

Той же весной начинается работа и с Новым Романтиком (Андреем Киселевым), с которым музыкантов познакомил К. Кинчев. Они записали альбом Плащ и провели несколько концертных выступлений, имевших успех среди любителей рок-музыки, но неизменно заканчивающихся скандалами: концерт в общежитии полиграфического института в мае закончился разборками со студентами кавказской национальности, неделю спустя концерт на Китай-городе завершился в отделении милиции недалеко от Курского вокзала, концерт на Биофаке МГУ стоил его устроителям поездки на практику в ГДР. Последний концерт с Новым Романтиком состоялся весной 1986 года в Зеленограде, после чего его устроителей вызвали в местное отделение КГБ. Власти почему-то обвиняли Нового Романтика, обладавшего сочным баритоном и неизменно выходившего на сцену в плаще, черных очках и черных перчатках, в фашизме.

Эксперименты группы в области электроники нашли свое продолжение в альбоме Гуманитарная жизнь , где впервые у Ночного проспекта проявились элементы индастриала. В альбоме Демократия и дисциплина были использованы элементы медитативной музыки, а к кассетам прикладывалась инструкция по прослушиванию. Вершина творческих поисков в этом направлении - концертная программа Новые физики (1987) и альбом Кислоты (1988). Какой смысл следовать коммерческой традиции, когда можно экспериментировать, пробовать, - объясняет Алексей Борисов творческий принцип группы, - пусть это будет музыка для узкого круга, но приятная для нас самих, чем выступления где попало и совершенно неадекватная реакция публики! Неожиданно сугубо элитарные Кислоты получили огромный успех. Ночной Проспект , робко в конце 1986 года выехавший на первые гастроли в Куйбышев, теперь выступает на стадионах с неизменным аншлагом. Популярность группы достигает такого уровня, что Борисов отказывается от предложения поехать на три года работать в Нью-Йорк, в советское представительство в ООН, тем более, что и за рубежом продюсеры начинают проявлять интерес к группе.

В 1987 году Иван приглашает в группу скрипача Дмитрия Кутергина, музыканта из некогда популярной группы Доктор , также исполнявшей электронную новую волну . А чуть позднее в состав возвращается Сергей Павлов. В это время группа из рок-паборатории перебирается в Центр Стаса Намина В 1988 году с группой иногда выступают саксофонист Сергей Летов и баянист Юрий Разумовский.

В апреле 1989 года группу покинул Иван Соколовский. Перед Ночным Проспектом тогда встал вопрос, каким путем идти дальше, отказаться ли вовсе от живых инструментов или наоборот, делать максимально живую программу. Борисов ратовал за живые концерты и хотел пригласить в группу басиста, чтобы избавить Ивана от партии клавишного баса. Но Соколовский решил, что ему интереснее электронная музыка с минимумом участников и, отыграв концерт в Вене, выбрал сольную карьеру.

Вскоре в группе появляется бас-гитарист и клавишник Алексей Соловьев, и Ночной Проспект на некоторое время действительно уходит в область живой музыки (альбомы Асбастос и Сахар ), в творчестве группы начинается пост-индустриальный период, затем элементы индастриала включаются в танцевальную музыку. В полной мере это проявилось на альбоме Музыка для танцев , который был записан в течение 1990-91 гг. В конце 1991 года уходит Соловьев, в своем сольном проекте Ракета он развивает эстетику, отчасти разработанную во время записи Музыки для танцев .

В период до 1993 года в группе происходит много изменений: на месте басиста переиграли Тимур Мартузаев ( Браво , Бригада С ), Игорь Шумилов ( Ночь Перед Рождеством , младший брат Дмитрия Шумилова из Вежливого Отказа ) и Айрат Насыров, пока в Ночной Проспект не попал басист и гитарист Стив Лотиан, уроженец Новой Зеландии; в 1992 году в Германию уехал Сергей Павлов и его заменил Игорь Гоцманов по прозвищу Боцман , игравший до этого в группах Е. Осина Авалон и И. Епифановой Шейк . В 1993 году состав стабилизировался и выглядел так: Борисов, Кутергин, Боцман , Стив Лотиан и Константин Божьев (гитара). Иногда с группой выступали электронщик Артем Хорошилов и басист Иван Черников. Группа много экспериментировала с нойзом, манчестерским стилем, в музыке доминировала гитарная эстетика. Работы того периода звучат на альбоме Yellow Tables , в записи которого успел принять участие и Сергей Павлов.

С 1993 по 1995 году в концертах принимал постоянное участие мультиинструменталист и композитор Павел Жагун, более известный как продюсер групп Скандал и Моральный Кодекс . В дальнейшем получил развитие творческий дуэт Жагун - Борисов. названныйТ.В.Ш.Т.З. . В 1995 году Ночной Проспект покидает Божьев, уезжает в Новую Зеландию Лотиан, а Кутергин увлекся классической музыкой и оркестровками для больших составов, и начиная с 1996 года Ночной Проспект не имеет стабильного состава, это уже не группа, а проект, базирующийся на экспериментах в области электронной музыки. Существует круг людей, с которыми Борисов работает под маркой Ночного Проспекта , это - Роман Костыль Лебедев ( Коррозия Металла , Элеан Пат Хольман , Фрустраторз ), Игорь Боцман Гоцманов, Сергей Павлов, Павел Жагун, Николай Небогатов, Юрий Балашов, Ричард Норвила, Александр Лугин (арт-группа Север ), видеохудожник Роман Аникушин.

С 1995 г. Борисов активно сотрудничает с арт-группой Север , создавая аудио-ряд для трансритуальных перфомансов этого проекта.

С 1997 г. Борисов является постоянным участником проекта С. Летова Новая русская альтернатива .

В 1998 г. Борисов и Рацкевич инициировали новое музыкальное движение под название Electric Future .