под самарой отгремел фестиваль «рок над волгой»

Возможно, самое многолюдное музыкальное событие нынешнего лета уже состоялось. Более 130 тысяч человек с флагами и прочей атрибутикой вышли в огромное жаркое пыльное поле близ поселка с соц-артовским названием Красный пахарь Самарской области, чтобы в День России услышать «Рок над Волгой». Нареченный так новый многочасовой фестиваль бросил серьезный вызов всем аналогичным отечественным оупен-эйрам и в дальнейшем вполне способен стать флагманской акцией для российских рок-фанов.

Доминирование московско-питерской публики на крупных летних музыкальных мероприятиях, вынесенных за пределы двух наших столиц, давно уже сомнительно. Перенасыщенные концертные афиши Белокаменной и Северной Пальмиры позволяют жителям главных российских мегаполисов регулярно лицезреть любых исполнителей (уж, во всяком случае, доморощенных рок-звезд), образно говоря, не сходя с места. Поэтому основу аудитории летних фестивалей на пленэре в основном составляют жители регионов. Они непривередливо едут с рюкзаками, на перекладных, куда их призовут устроители того или иного феста, дабы в спартанских условиях, оптом, подпеть родным кумирам. И наши рок-фестивали последовательно отодвигаются все дальше от центра. «Нашествие» - в Тверскую область, «Сотворение мира» - в Казань, «Рок над Волгой» - под Самару.

Правительство Самарской области, поддержавшее фестивальную идею, на сей раз повернулось к року основательно. Бюджет фестиваля позволил питерской компании NCA (той самой, что устраивала первые гастроли Мадонны в Москве) Прославленный сооснователь британской команды Uriah Heep Кен Хенсли придал фестивалю международный статус (фото: РИА Новости)заманить к Красному пахарю десяток записных российских хедлайнеров из тех, что еще способны и в одиночку собирать аншлаги во вместительных залах («Алиса», «Аквариум», ДДТ, Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер», «Ария», «Чайф», «Воскресение», «Агата Кристи», Чиж, «Король и Шут», «Сплин»), и придать фестивалю международный статус за счет прославленного сооснователя британской команды Uriah Heep Кена Хенсли и любимых россиянами буйных финских виолончелистов из Apocalyptica. Вести действо поручили «Квартету И», объемному комментатору-шоумену Василию Уткину и победительнице «Ролан Гаррос-2004» экс-теннисистке Анастасии Мыскиной.

Начали в 11 утра, закончили кустистым салютом в 11 вечера. К салюту, точнее, к выходу «Алисы», закрывавшей фестиваль, уже стемнело, и толпа - грандиозная, тянувшаяся от подножия высокой сцены до горизонта - вдохнула-выдохнула полной грудью и сплоченно ответила шаманившему Косте Кинчеву: «Мы здесь!», когда он пел незабвенное «Мое поколение».

А до того много часов подряд стойкие адепты русского рока, сдавливая друг друга, часами плавились под палящим июньским солнцем, алкали воды, которую эпизодически (в недостаточном объеме) выплескивали на их головы волонтеры и ведущие феста (Уткин и Ростислав Хаит лично поливали первые ряды партера минералкой), и призывали на помощь милиционеров. Последние отзывчиво вытаскивали из народа то одну, то другую теряющую силы особу (преимущественно девушек) и вели к поливальной машине или прямо к врачам. Три кареты «Скорой помощи» за сценой трудились беспрестанно, приводя в чувство героических фанаток.

К слову, о милиции. Уникальный случай, когда представителей этой структуры хочется помянуть добрым словом. Столь корректного, как на «Роке над Волгой», отношения людей в погонах к публике и другим участникам фестиваля, включая журналистов, мне на рок-сейшнах припомнить не удается. При этом мероприятие-то было «повышенной сложности» - с бесплатным входом и потоками пешей молодежи и байкеров из многих российских регионов, включая Сибирь...

Участники «Рока над Волгой» условно разделились на две категории - на тех, кто проигнорировал формат действа и сыграл то, что хотел, и тех, кто не стал дразнить массовую аудиторию и исполнил «лучшее, любимое и только для вас». Борис Гребенщиков с заметным шрамом на груди (после операции на сердце) впервые вышел с «Аквариумом» к столь безграничной аудитории, но тихо спел те песни, что поет сейчас на концертах в клубах и театральных залах. Был милый эпизод, кажется, не слишком уловленный юной фестивальной порослью, когда в финале выступления «Чайфов» к ним присоединился БГ и подпел Владимиру Шахрину в кавер-версии своей же культовой темы. «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» - вопрошали рок-отцы у многолюдного самарского поля.

По традиции не стремился к симпатиям масс Алексей Романов с «Воскресением». Его экзистенциальные блюзы, конечно, звучали трудновато для разгоряченного поволжского люда.

Со всей оппозиционной мощью обрушился на празднующий официальный День России народ Юрий Шевчук. «ДДТ» первой задействовала выдвинутый далеко в толпу язык сцены. Юрий Юлианович в черной футболке с белой надписью «Angel» носился по нему с горячечной пластикой и кричал «А я ввязался в бой!». Потом он повторил прошлогодний номер своего осеннего московского концерта с «маски-шоу» и кличем «Новый хозяин здесь». Видеоряд на большом экране, сопровождавший данную композицию, сейчас вряд ли показали бы по федеральным каналам. Антипраздничный пафос усилила новая песня «За тобой пришли». «Кто пришел, неизвестно, - заметил Шевчук, - но пришли».

После такого протестного страстного сеанса появление тихого Вячеслава Бутусова с симфоническим оркестром Самарской филармонии казалось слегка ироничным диссонансом. Но экс-лидер «Наутилуса» в сущности поддержал почин Юры, с гамлетовской отрешенностью и непримиримостью отыграв сет, почти целиком составленный из песен Ильи Кормильцева.

После этого предложение ведущих хором исполнить гимн России было воспринято зрителями сдержанно. А тут еще и «Апокалиптика» отличилась. В один из моментов получасового шоу финских струнных металлистов Пааво Лотьенен выскочил на тот самый «язык» сцены, спустил джинсы и показал народу зад, прикрытый плавками с надписью «СССР».

Примирила и привела страсти к одному знаменателю поэтично-патриотичная «Алиса». Кинчев был в этот вечер хорош и даже эпического «Стерха» пропел, почти как в начале 1990-х. Выступление «Алисы» в сопровождении стотысячеголосого хора, конечно, стало венцом «Рока над Волгой». Если «алисовский» самарский сет выйдет позже на DVD, он будет смотреться так же, как самые массовые концерты U2 или AC/DC. Ради одного этого перфоманса имело смысл организовать такой фестиваль.