газета «коммунист»: холмы.ru

Герои и смельчаки проложатпервые воздушные трассы Земля - орбита Луны, Земля - орбита Марса, аеще далее: Москва - Луна, Калуга - Марс.

КонстантинЦИОЛКОВСКИЙ



Такгласит надпись на бюсте основателя космонавтики Константина ЭдуардовичаЦиолковского, установленном на железнодорожном вокзале его родногогорода - Калуги.

Пока это его пророчество несбылось, но другие герои и смельчаки уже 7 лет прокладывают не менеесложные трассы в глубь Калужской области, превращая пустые холмы, леса,поймы рек этого живописного уголка русского Полесья в пространствокипящей творческой жизни музыкантов, художников, театралов из многихстран мира.

Масштабность замысла и его реализацияорганизаторами open-air фестиваля свободного творчества «Пустые холмы»поражает. На максимально возможном удалении от цивилизации, на, впрямом понимании слова, пустых холмах возникает «термоядерный реактор»бурлящих и вечно беспокойных творческих личностей. Это - зона свободытворчества. Вот парень с девушкой, на пружинистых «железных ногах»,наряженные под стать главным героям фильма «Аватар», носятся по полю,охотно останавливаясь и позируя для желающих сфотографировать их илисфотографироваться с ними. Абсолютно бесплатно. Вот группка музыкантовимпровизирует что-то на таблах и еще каком-то благозвучном инструменте,рассевшись удобно в тени под сосной. Их уже окружило несколько колецблагодарных слушателей. Вот парень сидит и играет на свирели. Просто отдуши, для людей. И никакая «шляпа» перед ним нестоит.

Но это помимо основной программы фестиваля,разделенной между семью сценами, раскиданными на огромной территории - около 6 км в длину и чуть меньше в ширину.

На этихсценах представлены практически все виды андеграундной, неформатноймузыки, т.е. музыки, которой нет на волнах FM-радиостанций и на экранахтелевизоров. Только на этом фестивале узнаешь, что музыкальноепространство состоит не только из попсы и эстрады. На «Пустых холмах»можно увидеть весь спектр современных музыкальных стилей, начиная оттрадиционной музыки - фольклора и заканчивая психоделикой с еемистическими шумами и состояниями. А вот попсы, как убийцы всего живогов человеке, вы здесь не услышите ни на одной из семи сцен фестиваля.Кстати, сцены эти, полноценно оборудованные всей необходимой звуковойначинкой, а некоторые - и профессиональным светом, носят причудливыеназвания, отправляющие наше сознание в мир уже далекого детства, в мирсказки - «Крокодил и Солнце» (это джазовая, роковая, регги-сцена, атакже сцена для экспериментальной музыки), «Страна чудес» (камернаясцена, на которой представлены различные музыкальные стили отклассической, академической до экспериментальной музыки), «Полые холмы»(это сцена для этнической и world-music), «Подводный мир» (это сценаэлектронной музыки), «Летучий корабль» (это поляна творчествафольклорных коллективов) и т.п. Есть отдельная «Свободная сцена», накоторой в порядке живой очереди выступают группы, не прошедшие строгийфестивальный отбор. Сцена эта оборудована профессиональной звуковойаппаратурой и дает прекрасную возможность молодым командам попробоватьсебя «в бою», не в репетиционных, а в настоящих концертных условиях. Навсех этих сценах в специально отведенное время выступают различныетеатральные коллективы - от кукольных до пластических. Электропитаниекаждой сцены обеспечивается мощными электрогенераторами, работающими насолярке. Они же обеспечивают освещение по всей территории фестиваля,длящегося три дня и три ночи подряд с маленьким утренним перерывом.Кстати, вместо фонарных столбов - с любовью вкопанные в землю старыесухие деревья.

Как сделаны сцены - тоже особыйразговор. Перед единственной каркасно-металлической сценой «Крокодил иСолнце» - гигантский, метров на тридцать, крокодил, сделанный умельцамииз деревянной основы и обтянутый разрисованной тканью, здесь же - иогромных размеров солнце, а также непонятно откуда взявшийся, тожегигантских размеров деревянный журавель. Сцена «Полые холмы» напоминаетразрезанный поперек холм, в котором спряталось жилище гнома. Сцена«Страна чудес» облепила кругом огромную раскидистую сосну - с какойстороны хочешь, с такой и выступай. Кстати, для того, чтобы нетравмировать дерево, его ствол и ветви, на которых подвешена крыша этойсцены, обмотаны специальной прочной пленкой. Неожиданно вижу на сценепианино. Как оно оказалось в такой глуши - почти загадка. Но это неединственное пианино на фестивале. Прямо возле реки, возле моста, стоитеще один инструмент - на нем могут поиграть все желающие. Я застаюпарня и девушку, играющих в четыре руки «Ничего на свете лучше нету,чем бродить друзьям по белу свету» из мультфильма «Бременскиемузыканты». Вокруг уже собрался добровольный хор подпевающихим.

Творчеством веет от всего - даже от туалета(четыре столба и непроницаемая пленка вокруг), обклеенного фотографиямииз фестивальной жизни - пока ждешь, можно рассматривать. Отразноцветных носков, вплетенных в проволочную ограду городкамузыкантов. От огромных ворот в восточном стиле, почти как вСамарканде, установленных на входе на территорию ярмарки. Правда,ворота стоят для красоты, так как никакого забора вокруг ярмарки нет, апродают на ней только то, что сделано своимируками.

Каждый раз фестиваль проходит в другомместе, мигрируя по территории Калужской области. Скажете - нерационально. Возможно, ведь перед каждым фестивалем сюда приезжают дотрех сотен добровольцев, которые строят сцены, мосты через реку (река - обязательное условие при выборе местности), а после фестиваля ненужноеразбирают. Если было использовано поле - перепахивают. Ведь если каждыйгод проводить фестиваль в одном и том же месте - природа не выдержиттакого наплыва людей (в этом году на фестиваль приехало около 100 тысяччеловек!). А вот начинался фестиваль в 2003 году всего с одной сотнизрителей.

Принципиальное отличие «Холмов» от всехдругих фестивалей в том, что организаторы делают его для души, а неради получения прибыли. Поэтому здесь нет никаких спонсоров, никакихпивных палаток с навязчивыми изображениями логотипов, никакого платноговхода. Не делает фестиваль и рекламы. Ведь качественный продукт ненуждается в рекламе - людская молва сделает его известным.Организаторы, кажется, наоборот заинтересованы, чтобы людей приезжаломеньше, но приезжали именно те, кому это интересно. Как сказал в своеминтервью руководитель фестиваля Денис Харлей, «мы хотим, чтобы людиприезжали не просто тусить и пить пиво, а чтобы они понимали, зачем онисюда приехали - слушать музыку и получать от нее удовольствие. Простопраздно шатающиеся люди нам не интересны. Зрители должны понимать,зачем они сюда приехали: прежде всего музыку слушать - новую иинтересную».

А закончить рассказ о фестивале хочетсяеще одной цитатой из интервью Дениса Харлея: «Мне категорически ненравится то, что сейчас происходит в стране, потому что наша общаяориентация на деньги - это полный бред, и это нужноискоренять.

Мы хотим, чтобы на фестивале было большевнятных людей: счастливых, красивых, довольных, улыбающихся. Чтобы былобольше хороших людей - приятных и интересных нам. Людей, понимающих,что деньги - это не просто не главное, это последнее, ради чего стоитжить. Что все, что происходит в городе, а тем более в таком, какМосква, совсем никуда не годится. Что все должно быть по-другому - вседолжно развиваться, трансформироваться через культуру, искусство,творчество.

И мне кажется, что наш фестивальпотихоньку может что-то изменить в этоммире».