черный лукич. часть 1

Интервью у культового новосибирского музыканта Димы Черного Лукича Кузьмина было взято на квартире одного краснодарского фаната этого музыканта. Так как спешить было некуда, то разговор получился длинным и содержательным. Для удобства интервью будет разбито на две части.

Андрей Помидорров: Насколько большой вклад сделала Гражданская Оборона и конкретно Егор Летов для популярности группы Черный Лукич ?
Черный Лукич: Популярность – это, конечно, громкое слово. Но в любом случае, то, что меня знают в стране, во многом благодаря тому, что мы начинали вместе с Егором. И первые три альбома были записаны у него на студии. И в какой-то мере мне это очень сильно помогает. Дело в том, что я начал писать музыку и играть в группе в 1986 году, а первый раз сольный концерт отыграл в 1994-м. И долгое время я был уверен, что меня никто не знает. И для меня было настоящим шокам, когда в 1996 году меня с Олегом Манагером пригласили в Москву, где проходил фестиваль, который назывался Любовь, которая не ржавеет . И там был просто полный зал и все подпевают мои песни, знают их. И я был поражен, что все это время, пока я находился в какой-то концертной тишине, а альбомы в это время как-то расходились. И во многом, конечно, первый интерес был связан с творчеством Егора и коллективами, которые находились рядом с ним. Я вообще считаю, что он во многом повлиял на мой подход к музыке. Когда я с ним познакомился, это в 1987 или в 86-м, мое отношение к музыке было обычное. И только встретив его, я впервые увидел, что человек живет этим, считает это делом своей жизни и подходит к нему чрезвычайно серьезно. И с того времени музыка для меня стала тоже серьезным делом, и теперь я не мыслю себе жизнь без нее.

А.П.: Как часто бывает такое, что люди идут на Лукича , надеясь услышать что-то похожее на Гражданскую Оборону ?
Ч.Л.: По счастью, это происходит крайне редко сейчас. Может, когда проходили первые концерты, люди надеялись увидеть панк какой-то. Но я стараюсь делать так, чтобы никто с концерта разочарованным не уходил, даже если изначально он ожидал чего-то другого. А сейчас, когда уже большое количество альбомов вышло, практически 90% публики знает, что они услышат.

А.П.: Самые большие трудности, с которыми сейчас приходится бороться?
Ч.Л.: Трудно сказать. Ну, во-первых, самая большая трудность, не всегда, когда играешь в каком-то туре, сразу большое количество концертов подряд, нужно так настроиться, чтобы публика не почувствовала твоей усталости и поняла, что ты играешь для них сейчас и на всю катушку. Люди ведь не виноваты, что ты уже играл до этого. Они пришли на свой единственный концерт. И иногда такая концентрация требует очень больших сил и не всегда наверно удается поймать это с самого начала. Я только что отыграл несколько концертов на Украине и, на мой взгляд, не было двух одинаковых концертов. Специфика публики. Пытаешься разнообразить программу песнями. Чтобы не только людям было интересно, но и тебе самому. И пока мне это удается.

А.П.: Часто вижу в Интернете объявления о том, что выступает группа Черный Лукич . А как я понял, группа, по сути, состоит из одного человека. Существовал ли Лукич как группа и есть ли желание создать полноценный коллектив?
Ч.Л.: До конца 90-х годов, всегда был сессионный состав, который состоял в основном из музыкантов групп Инструкция по выживанию и Гражданской обороны . Джеф там принимал участие. И только в середине 90-х мне удалось создать группу, где у меня был баян. Альбом Жаворонок записан с этим составом. Какое-то время с ними играл Андрей Щенников, бывший басист Калинового моста . Потом был собран состав, в который входили два гитариста, басист и барабанщик, который существовал до моего отъезда в Питер. То есть до 2001-2002 года. Сейчас один из гитаристов живет в Москве, второй живет в Питере. В принципе, возобновить этот состав никаких проблем нет. Но дело в том, что, поиграв в электрическом составе, я понял, что акустика для меня ближе. В дальнейшем я планирую, что писаться альбомы будут с электрическим звуком, а выступать в акустике. Это не какая-то вынужденная мера, а просто у меня это лучше получается. И в акустике мне легче донести свои песни до слушателя.

А.П.: Если играть в акустике и играть в электричестве, разная ли будет по составу песен программа?
Ч.Л.: Как правило, да. Во-первых, в акустике я смогу сыграть, вот у меня список есть, больше 60 песен. Как правило, в электричестве, группа отыгрывает 20-25 песен. Поэтому ты немножко зажат этим набором песен. А в акустике я могу сыграть любую композицию. И из 86 года, и из последних. И это мне очень нравится. И часто я могу поменять ход концерта, почувствовав настроение публики или свое состояние, играя более лирические песни, или наоборот, более драйвовые. В принципе, мне последнее время нравится, как мы играли в Москве. В три гитары, и нам помогает Сережа из Зеленограда с губной гармошкой. Не хватает перкуссии, но у меня очень высокие требования к перкуссионисту, пока такой еще не встретился. Вот я считаю, что самый оптимальный для меня вариант, это акустический, но полным составом.

А.П.: Удовлетворяет тот уровень популярности, который есть? Не хочется ли чего-то большего?
Ч.Л.: Скорее всего да, удовлетворяет. Потому что человеку всегда мало того, что у него есть. Но когда я вижу такое количество талантливых музыкантов, которых и я знаю, в Новосибирске, Барнауле, Тюмени, не имеющих даже такой возможности выступить, как у меня, в каких-нибудь клубах столичных или приехать в город Краснодар, понимаешь, что не так уж это и мало. А большего? Мне кажется, когда популярность превышает какой-то предел, на концерт приходит очень много посторонних людей. Приходит только из-за того, что ты модный. А когда ты имеешь тихое имя, то люди, как правило, приходят по-настоящему близкие и нужные. У нас получаются хорошие концерты. Я однажды поймал себя на мысли, играя в питерском клубе Орландина , что атмосфера в зале стоит некоего такого идеального общества, к которому мы все стремимся, и все люди равные между собой и какие-то одухотворенные. Красивые лица, и ты понимаешь, что удалось на 2-3 часа создать в одном ограниченном пространстве создать некое общество, более высокое по своему развитию, чем то, что существует вокруг нас. И я уверен, что такое невозможно сделать, играя на стадионах.

А.П.: Некоторые музыканты боятся популярности, так как считают, что, став звездами , они станут писать не то, что хочется, а то, что хочет публика.
Ч.Л.: Я думаю, что сейчас это не совсем так. Сейчас наш капитализм все более в новую фазу перерастает, и сейчас потребитель стал более изысканным. Ему не нужно делать какие-то Фабрики Звезд . Нормальному буржуа нужно и Гражданскую Оборону послушать. Именно поэтому Егор востребован сейчас, и подписал контракт с хорошей фирмой, и в Лужниках концерт был недавно. Можно бояться, что деньги для тебя станут важнее, но не стоит бояться, что кто-то тебе будет диктовать свои условия. Если какая-то фирма заметит в группе самобытность, то она и будет ее поддерживать. Чтобы команда была интересней для потребителя. И постановка творчества на поток относится к каким-нибудь группам типа Корни и Звери , но к настоящему рок-н-роллу отношения имеет мало. Сейчас огромное количество хороших людей получило возможность послушать ГО и вживую, и на записях. Иногда бывает, что интересы издающих фирм и музыкантов совпадают. Но для меня это умозрительные заключения. Так как в моем случае этого нет и, возможно, не будет. Были какие-то варианты, но они ни к чему не привели. Видимо, моя музыка изначально ориентирована на ограниченный круг людей.

А.П.: Ты иногда выступаешь с Гражданской Обороной , насколько сложные для тебя это концерты?
Ч.Л.: Для меня тяжелее концерта, чем играть с ГО трудно себе представить. Потому что публика приходит на 99% слушать Егора Летова, и пытаться ее заставить слушать свои песни крайне тяжело. И только опыт концертных выступлений позволяет это делать. Поэтому я играл не много с Обороной . Последние совместные концерты были в Москве и Питере в честь 20-летия ГО . И я пошел на это сознательно, зная все трудности. Но сделал это только в знак уважения Егору Летову. А в дальнейшем я ни в коем случаи не планирую совместные концерты.

А.П.: А с кем бы хотелось отыграть совместно?
Ч.Л.: Трудный немного вопрос, надо над ним подумать. Любимые мои музыканты живут в двух городах в Тюмени и Барнауле. И вот с тюменцами, с Черноземом , мне чаще удавалось играть квартирники и концерты. А лидер группы Территория Сват, когда-то жил в Москве, и мы почти все концерты московские играли вместе. Мне это очень нравилось. Эта обстановка игры и атмосфера очень близка. Играть люблю с барнаульцами. Это Дядя ГО, Слава Кобзарь, Настя Артемова, Территория . Мне кажется, что когда мы выступаем вместе, то друг друга здорово дополняем, и слушателю очень комфортно.