рецензия на альбом «второй фронт»

В альбоме 11 композиций, но одна из них – инструментальная (Post scriptum – ясно дело, завершающая). Из остальных 10 две – «Инспектор По» и «Пантера» – стоят особняком: обе будут переработаны на следующем альбоме и получатся куда динамичнее (хотя, в целом, это их, конечно, не спасёт:)

Заглавная композиция - Второй фронт .

К сожалению, песня не из тех, что не стареют. Вот «Вечеру» группы «Пикник» в этом году четверть века стукнуло, а до сих пор цепляет. Есть ещё масса примеров. «Второй фронт» - не тот случай, даже наоборот: композиция интересна лишь в свете всего творческого пути «Агаты», а не сама по себе. Потому что несмотря на вынос в заглавие дебютного альбома, «Второй фронт» - отнюдь не шедевр. Прежде всего текст. Запоминаются только две фразы:

Пели вы – вам было больно…

Отдохнём, когда раздавят!

Да ещё рефрен «время-небо, время-небо» оставляет ощущение чего-то мистического.

Но этого мало. Зная творчество «Агаты»: «Второй фронт», имхо – не их уровень.

Но! Чувство «начала», дебюта, рождения чуда наполняют песню особым смыслом. Ведь это 1988 год! Ещё не было ни «Позорной звезды», ни «Опиума», ни грандиозного юбилейного концерта в «Олимпийском», ещё не был в группе Пётр Мей. И был жив Александр Козлов…

И поэтому «Второй фронт» - особенная песня, хотя и не высшего сорта. «Ты помнишь, как всё начиналось?..» (с) «Машина времени». «Помню» - говорят поклонники «Агаты» и вспоминают «Второй фронт». И даже невразумительный текст вроде «расколол трон твой второй фронт!» можно слушать без чувства оскорблённого интеллекта.

В целом, и песню, и альбом рекомендую лишь тем, кто зациклен на русском роке или, конкретно, на «Агате Кристи». Остальным вряд ли понравится.

Что касается оставшейся семёрки, то великолепной её никак не назовёшь. Да, альбом пошёл на ура, но это было в Свердловске и в 1988 году. А в историю ни одна композиция не вошла. Альбом немножечко канул в Лету и, что греха таить, заслуженно. Композиции «Пинкертон», «Телесудьбы», «Коммунальный блюз» явно не совсем безынтересны в плане текста, но качество записи не позволяет в этом убедиться. А музыка откровенно не цепляет. То же касается и «Гномы-каннибалы», плюс ужасное название и припев «гномы-каннибалы зарабатывают баллы». Нет, это не наш уровень:) Есть какая-то экспрессия в «Неживой воде», но сочетание вокала и музыки оставляет желать лучшего. Хотя «Мне никогда ещё не было так плохо! Мне никогда ещё не было так хорошо! А ведь это только начало…» – это по-рокерски, даж похоже на «The Wall» в переводе Вихрова. Попытка создать настроение интересна по «Ты уходишь». И надрыв там уже чисто агатовский (хотя и случается к «ВФ» эпитет «предагатовский»):

Испей мой стон!

– мы ещё это услышим и в «Бей меня, бей, если хочешь любви» («Вольно»), и в «Ты поймёшь сама радости кнута» («Извращение»). Правда, тут больше фигуральности, в позднейших таких наворотах сплошь намёки на садо-мазо конкретику:) О которой – в рецензиях на другие альбомы. А в 1988 ребята просто ещё не созрели:)

Открытием на этом альбоме можно назвать «Чёрные волки».

Эй вы, рыцари плоскости!

Монстры кляпов и ртов!

Ваш страх в бархатной полости

кресел – защите от сквозняков,

Но ветер!!! Тропою длинных подвалов,

Вскормленный влагой растаявших льдин,

Гулко уносит в душные залы

Наш ритм, наш гимн!!!

Припев, правда, портит дело. Ладно рифма «боль – роль», но вот что такое «воль»? Тем более «моя воль». «Моих воль» – ещё куда ни шло, хотя полный албанский… И сразу даже музыка становится не в кон. Хотя куплеты – классные, злые, экспрессивные.

Подводя итог: ну, первое – всегда тренировочное. Всерьёз это, конечно, не воспримешь. И слушать можно только поклонникам зрелой «Агаты», возжелавшим экзотики, или любителям начинающего рока. Потому что на фоне-88 «ВФ» выглядит особенно несерьёзно. К тому времени уже создали шедевры Аквариум, Кино и НАУ, а вы тут «гномы-каннибалы» и «моя воль»:)

Но будущее их оправдывает. А если тупо выставлять оценки, то, конечно, 5 из 10 – потолок для «ВФ». Но не меньше 3. Есть же ещё «Мумий Тролль» и Fuckтор-2:) А «ВФ» ведь хоть и неумелое, но уже искусство. Всё великое начинается со смешного, до которого ему всегда один шаг:)