роковая старушка  агата кристи

На сияющей сцене появляются парни с гитарами. Зритель без объявления, по лицам, узнает своих кумиров. Первые аккорды песен - и кем-то наспех намалеванные транспаранты взмывают вверх: Мы вместе! , Вперед, старушка !
Старушкой называют в Свердловске рок-группу Агата Кристи . Согласитесь, название несколько необычное, не часто услышишь на концертных площадках имена писателей, ставшие именами ансамблей. И все же такая группа есть, и не только в названии заключается ее своеобразие. Музыка хлесткая, прямолинейная и где-то, считаю, по-студенчески азартная, вызывает и восхищение, и споры. Почти весь состав Агаты Кристи состоит из выпускников Уральского политехнического института. Еще не остыв от экзаменационных сессий, старушка появилась сначала на свердловской сцене, а потом и на всесоюзной.
На вершину популярности лихая группа разом поднялась без особых затруднений и заняла свое место в одной шеренге со своими именитыми коллегами, долго поднимавшимися на музыкальный олимп. Кульминацией же успеха коллектива можно признать, пожалуй, выступление и первое место на первом этапе телевизионного рок-турнира Ступень к Парнасу . Я и сам был среди болельщиков перед голубым экраном, когда Агата легко одолела первую ступень в этом престижном конкурсе.
А начало... Они начинали традиционно. Гитара, рояль, барабан. Студенческие капустники . Увлечение Лед Зеппелин , Битлз , Роллинг Стоунз ... Наконец, наши доморощенные рокеры - Урфин Джюс , Настя , Нау... тоже оказали определенное влияние на Агату .
И вот результат: ее с уверенностью относят к специфическому и неординарному, завоевавшему признание, понятию уральский рок .
Не так давно я встретился с лидером рок-группы Агата Кристи Вадимом Самойловым и задал ему ряд вопросов. В частности, я затронул муссирующуюся в отдельных молодежных кругах тему, что, дескать, Агата Кристи была пригрета, а затем и выпущена на большую сцену не без участия легендарного Наутилуса Помпилиуса . И что их творчество - отпочкование или, скорее, продолжение творчества Нау .
Мне о подобных разговорах известно, - сказал Вадим, - но это, как правило, интересует людей, далеких от рок-клуба, а иногда и вовсе профанов в роке. Если кому-то вздумалось отнести нас к преемникам Нау , это в чем-то даже поднимает наш авторитет.
Здесь уместно будет заметить, что, действительно, две популярные свердловские группы, о которых идет речь, развивались и вышли на сцену совершенно разными путями, но Наутилус просто старше . Если его участникам и пришлось наставлять старушку на путь истинный, то это, как мне кажется, ничуть не постыдно. Это, если хотите, проблемы отцов и детей.
Итак, продолжим беседу с Вадимом. Следующий мой вопрос касался сегодняшнего дня группы. Какие проблемы, удачи у нынешней Агаты Кристи !
Не так давно главную проблему с аппаратурой мы разрешили. Один из челябинских кооперативов предоставил нам солидную инструментальную базу. Мы продолжаем заниматься музыкой в родном УПИ. В его стенах - поддержка и признание. Много сил - и душевных, и физических - теряем на гастролях. В последнее время стараемся не уезжать далеко от дома. Нам уготована путевка на гала-концерт Ступень к Парнасу , поэтому работаем в направлении к Ступеням . Параллельно отрабатываем новую программу.
Мне кажется, с приходом к вам популярности вас все меньше можно видеть на концертных площадках родного города.
Отнюдь. Недавно в ДК Уралмаша состоялся благотворительный концерт совместно с Настей Полевой. И потом, думаю, слишком часто появляться в Свердловске ни к чему. Я так мыслю: каждый выход должен быть к чему-нибудь приурочен. К юбилею, празднику, причем не к какому попало, а к непосредственно относящемуся к рок-музыке. Да и зритель, как мне кажется, стал ленив. В связи с расширением возможностей телевидения и радио, молодежь предпочитает, сидя в кресле, следить за миром. Ну, и потом слишком широк выбор артистов. Причем гастролеры не всегда качественно и четко отрабатывают свою программу. Зритель, мягко говоря, перенасытился, либо чрезмерно устал от шума. Но я уверен, что истинных поклонников Агаты Кристи мы никогда не потеряем.
Наша правда терпит плетку. Наша правда пахнет водкой , - эти слова из вашей песни почти уже не режут слух. Но объясните, что вы хотите сказать такой поэзией?
Долгое время так называемую рок-поэзию вообще не признавали, считали, вероятно, что таковой нет. Жизнь доказала обратное. Сегодня тексты многих популярных рок-групп публикуются в престижных журналах и, более того, их пытаются изучать, критиковать. Почему-то так называемый русскоязычный рок всегда был поводом для спора. Отчасти это понятно, поскольку стихи отечественных поэтов, положенные на музыку, всегда были в чем-то философичны. Наша же философия отвечает духу времени. Труден выход из тупика. Все смешалось в один сплошной черный след, след истории. Кровь, водка, сила - вот понятия, с которыми отождествляется мировоззрение нынешнего парня с улицы . Зло не в водке, зло среди нас и более мощное, чем зеленый змий , если буквально воспринимать слова из песни. Водка - символ безразличия, опустошенности и в то же время горя и попытки затуманить не знающую покоя память.
Я знаю, что Агата Кристи не любит говорить о стиле исполненных ею песен и все же вы не отказываетесь от понятия уральский рок . Как вы думаете, чем отличается уральская музыка, к примеру, от московской?
Внешне ничем. Традиции взяты в любом случае из корней рок-искусства, то бишь импортированы из Америки. Те же самые барабаны, те же самые гитары, но наша страна поразительно уникальное государство, где провинция резко отличается от центра. Причем центр - это только Ленинград и Москва, все остальное - периферия. У нас в несколько раз хуже техническое оснащение, безусловно, меньше информации, ну и масса другого. Все это невольно заставляет нас искать что-то свое, ибо другого мы просто не знаем. Такая изоляция и влияет на формирование необычных стилей и музыкальных находок. Урал просто быстрее всех заявил о себе. Наш рок появился в одно и то же время с центром, поэтому о нем и говорят больше, нежели, скажем, об украинском. Бесспорно, отцом и в какой-то степени законодателем уральского рока с уверенностью можно назвать Сашу Пантыкина.
Как складываются ваши взаимоотношения с рок-группами Свердловска, есть ли друзья в других коллективах?
Как уже говорилось в передаче Чертово колесо , посвященной нашему рок-клубу, у нас трогательное единство. Мы в хороших контактах, пожалуй, со всеми коллегами. В последнее время участились гастроли по стране, поэтому, мне кажется, естественным, что наши знакомства растут. В частности, хорошие связи с ленинградскими музыкантами. Однажды мы выступали вместе с популярной в Ленинграде группой Санкт-Петербург . Словом, жизнь дает нам не только новые мысли, но и новые творческие союзы. Ибо музыка - это универсальный мир общения между людьми не только разных народов нашей страны, но и за рубежом. Недаром же зачастую можно видеть, как на сцене встречаются две именитые группы и поют в голос одни песни. С уверенностью можно сказать, что рок - это нечто, способное одинаково влиять на сердца и умы людей, разных по убеждениям и национальностям.
Но на этом, как мне кажется, наши параллели и заканчиваются. Без лишней скромности хочу сказать, что мы идем своим путем, никому не подражая, никого не плагиатируя ни в музыке, ни в текстах, ни в манере поведения. Всегда и во всем стараемся иметь только свое лицо. И, по-моему, нам это вполне удается. Впрочем, об этом судить публике.
Вероятно, вы смотрели концерт с участием мировых звезд, которые вышли на сцену с целью помочь наркоманам и алкоголикам встать на ноги. Сейчас много спорят об этом гуманном мероприятии. Хотелось бы узнать ваше отношение.
Я расцениваю этот праздник как событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Помню, как подобное шоу состоялось в Вудстоке. В то время никто и не помышлял о пришествии рока в Советский Союз. Вспомните, в каких рамках, а скорее, клетках дозволенности существовали наши музыканты, имеющие отношение хотя бы к поп-музыке. Парни с гитарой считались чуть ли не врагами народа. Фестиваль удался, нечего сказать. Но я бы хотел высказать ряд мыслей по поводу лозунга, под которым и происходило все это грандиозное зрелище. Понимаете, как таковой, рок не может быть против наркотиков и алкоголя. Я полностью солидарен с тем, что нам нужно меньше пить и меньше колоться, но сами участники концерта - в лучшем случае в прошлом алкоголики и наркоманы. Я понимаю, что, к сожалению, на классике, на Шнитке и Чайковском много денег не заработаешь. Стотысячная толпа десять часов подряд слушать, затаив дыхание, рояль вряд ли будет, и все-таки... Эгида этого безвозмездного представления мне представляется не лучшей. И еще: у нас мало опыта для проведения подобного. Я имею в виду поведение Стаса Намина. Лучше бы заиметь пару лишних гитар, которые с таким усердием разбивали члены группы Монти Крю . Честное слово, мне было жаль.
Вадим, и, наконец, последний вопрос тебе, как солисту группы. Как ты воспринимаешь большущую вокруг себя толпу. Не мешает ли работе?
Дебютанту-новичку, безусловно, яркая реакция одобрения тому, чему ты посвятил год-два, понравится. Со временем же чувствоосязания популярности притупляется. Иногда, действительно, слишком ярые поклонники забивают свистом уши. Я приравниваю этих свистунов к той части толпы, которая пришла не слушать, поскольку крик и свист мешают восприятию звука, а просто поорать. С другой стороны, без эмоции и отдачи зала немыслим сам рок. Так что приходится считаться с неугомонными фанатами. Без них тоже плохо. Кстати, отдача зала заметно влияет лично на мое внутреннее состояние. Я как бы собираюсь и стараюсь не сбросить темп. Когда приходится записываться на телевидении, бывает сложно полностью отдать себя песне, поскольку впереди лишь одинокая телекамера. Поэтому во время наших неживых выступлений по голубому экрану мы стараемся много не двигаться, а стоять неподвижно. Видимо, это одна из причин сравнения нас с Нау .
В этом, кстати, убеждает и опыт нашего советского, пока еще молодого рока. Не говоря уже о творчестве ведущих западных коллективов этого направления. Обидно, что кое-кто до сих пор не может понять, что мы не бесимся на сцене, а реализуем духовные потребности значительной части нашего общества, если хотите, выполняем социальную функцию.