отпуск навсегда

Для русского рока 15августа — день траура. Прошло ровно 10 лет со дня гибели Национального рок-героя Виктора Цоя, За две пятилетки, минувшие после фатальной автокатастрофы, киномания почти не утихла, а музыка Кино продолжает быть актуальной. Год назад роль Цоя пытался сыграть на сцене бравый парень БекХан. Совсем недавно гитарист Кино Юрий Каспарян вместе с Рикошетом наваяли целый альбом римейков старых киношных хитов. В настоящее время дружный хор новомодных рок-звезд активно перепевает песни Цоя для tribute-альбома-посвящений, который появится осенью. Помимо искреннего публичного поклонения музыка Кино до сих пор продолжает приносить и неплохой доход. Как ни цинично звучит, но Кино прекратило свое существование в самый нужный момент — на пике славы, чем и обеспечило своим последователям стабильный заработок, а себе — репутацию вечно живых рок-кумиров. Свидетельства же людей, в разное время знавших и близко общавшихся с Виктором Цоем с годами приобретают все большую ценность и обрастают почти легендарно-мистическим ореолом. Продюсер Юрий Айзеншпис был близок к Цою в последние два года его жизни. Его принято считать архитектором коммерческого ycпexa этой рок-группы. Накануне печальной даты Юрий Шмильевич любезно согласился вспомнить для ЗД историю своей работы с Кино и рассказать o личных отношениях с Виктором Цоем.

Знакомство
О cуществовании музыканта Виктора Цоя я вообще-то узнал еще в середине 80-х годов из Московского комсомольца , который выписывал, находясь далеко от Москвы. Потом я услышал первые записи очень плохого качества. Это были очень распространенные в те времена домашние концерты, а году в 88-м я уже на пластинках услышал профессиональные записи, альбом Камчатка и другие. Все это произвело на меня немалое впечатление, и я очень захотел познакомиться с Виктором...

Познакомились же мы благодаря нашему общему приятелю Александру Липницкому. Он журналист, музыкант, известный по Звукам My , а в прошлом коллекционер икон. Наша первая встреча, после которой и началась совместная работа, состоялась, как сейчас помню, в конце лета 88-го года в саду Эрмитаж. Виктор не опоздал, пришел ровно в пять вечера, как договаривались, и был, как всегда, во всем черном. Он, по-моему, никогда не расставался с этим цветом. Даже когда мы были за границей, он всегда покупал только черные джинсы, куртки и рубашки и говорил, что черный цвет для него как ритуал. На нашей последней с ним встрече он, кстати, тоже был в черном. А при знакомстве Саша Липницкий представил меня как старого любителя поп-музыки, как импресарио советских поп-групп, а Цоя — как восходящую рок-звезду. У нас с Витей сразу сложились хорошие товарищеские отношения.

Образ Жизни
Витя был домашним человеком. Выступать много он не любил, потому что частые концерты были очень утомительны. И потом он считал, что духу рокера претит постановка творчества на коммерческие рельсы. Творческий процесс у него всегда занимал очень много времени. У него дома, в квартире на Профсоюзной, где он жил вместе с женой Наташей Разлоговой, я всегда видел очень много рисунков, поделок из дерева. Он все время что-то мастерил. Жилье, даже по тем временам, у них было очень скромное. Обыкновенная трехкомнатная квартира, которая принадлежала родителям Наташи. В одной комнате жили Витя с женой, в другой - мама Наташи, в третьей - Наташин сын. С развлечениями тогда было туговато, хотя у Вити помимо творчества была еще одна страсть. Он был большой гурман и очень любил вкусно покушать. Его часто можно было видеть в первом корейском ресторане в Сокольниках, а также в Арагви , Пекин . На гастролях нас все время приглашали в корейские рестораны, которые начали открываться на первой волн, кооперативного движения, так что и музыканты, и я - большие знатоки этой кухни. Еще Виктор очень интересовался кино. Брат его жены — Кирилл Разлогов — занимал большой пост в Союзе кинематографистов СССР, поэтому Цой ездил на все киношные ярмарки того времени и очень любил это занятие. Свою страсть к кино он реализовал не только в названии группы, но и снявшись в кинофильме Игла , который сейчас, без сомнения, приобрел культовое качество.