ва-банкъ

Легенда гласит, что Александр Скляр - бывший гитарист группы Центр (1979) - оставил перспективную карьеру дипломата ради рок-н-ролла. Вернувшись в 1985 г. в Москву из Северной Кореи, где он работал в посольстве, Скляр устраивается худруком на декретную ставку в ДК ИАЭ им. Курчатова ( Курчатник - на рок-н-ролльном слэнге) и собирает команду, которую называет Ва-банкъ . Первое выступление новой группы состоялось уже зимой 1986 г. Оно было не очень удачным, и из концерта запомнилось только шоу с участием двух известных художников Никиты Алексеева и Николы Овчинникова. Этот состав не просуществовал и полгода, в мае всех музыкантов группы, кроме, разумеется, Скляра забирают в армию. В июне Александр собирает новый состав, который и стал известен у нас в стране и в европейских рок-клубах как ВА-БАНКЪ.

Кроме самого Скляра (гитара, вокал) в группу вошли гитарист Егор Никонов и барабанщик Александр Маликов (оба из распавшейся той же весной ска-группы Кабинет ) и басист Алексей Лелик Никитин (экс- Депо ). В творческом процессе самое активное участие приняли также Роберт Дед Редникин (звук) и Владимир Дядя Вова Родзянко (дизайн, менеджмент). Музыка группы - бескомпромиссный ритм-энд-блюз с элементами панка.

Цели определены, опасности подстерегают, идти можно только ва-банк, поэтому первые хиты группы - Почему? , Максималист , Высший пилотаж - выявляют максималистский склад характеров Скляра и его сотоварищей. Но особым успехом у публики пользовались песни-шутки, такие как Девочка или Комарово , потому что такие песни рождаются только у героев, побывавших на передовой.

Судьба любит борцов, идущих ва-банк. В феврале 1987 г. группа становится лауреатом первого Фестиваля надежд , проводимого Московской рок-лабораторией. В августе того же года Ва-банкъ приглашают в Польшу, на фестиваль Роб рэге , по сути, эта группа стала первой любительской командой, выехавшей на зарубежные гастроли. А осенью в Москву по приглашению Московской рок-лаборатории приезжают финские панки Сиелун Вельет , известные в Европе как Ламердер ( Братья по духу ) Ва-банкъ выступает с ними в одном концерте и там настолько почувствовалось их духовное родство, что финны пригласили группу для гастролей по Финляндии. Эта поездка случилась в апреле 1988 г Ва-банкъ дал 10 концертов в 10 городах Финляндии, выступая по рок-клубам. По окончании тура влиятельная финская фирма грамзаписи По-ларвокс предложила гостям поработать в студии над синглом и прикрепила к ним своего лучшего звукорежиссера Ти Ти Оксала. Однако неделя работы дала материал для целого альбома.

Этот диск, названный просто - Va bank , вышел год спустя, в апреле 1989 г. Он имел хорошую прессу, а главная финская музыкальная газета Румба оценила его в 4,5 балла. Все песни на диске были записаны на английском языке. И хотя зарубежные слушатели смогли впервые познакомиться с хорошей русской рок-поэзией, музыка группы несколько проиграла: рубленые английские фразы уничтожили степную ширь, столь характерную для вокала Скляра. После этого случая Ва-банкъ уже никогда не переводил свои песни на английский.

Для раскрутки альбома Поларвокс устроила Ва-банку несколько промоушн-туров: сначала по Скандинавии, потом - по Европе.

Ва-банкъ был принят за рубежом достаточно хорошо, может быть, даже лучше многих других наших команд, и заимел своих фанов. Успех был закономерен, ибо группа точно отвечала сложившемуся в Европе имиджу нашего рока: грязная жесткая музыка, совсем не похожая на правильные аккорды большинства западных команд. Игра Егора вызывала даже недоумение у многих его зарубежных коллег, Нигел Харрисон, например, ругался, что так нельзя играть на гитаре.

Эти туры стали одним из важнейших моментов в биографии Ва-банка , существенно повлиявших на дальнейшее творчество группы. Два последующих альбома - Жизнь на колесах и Осень в Зоопарке - стали осмыслением этих путешествий. А в 1989 году создалась парадоксальная ситуация, когда Ва-банкъ за рубежом имел успех даже больший, чем у себя на Родине, и по подсчетам участников ансамбля в тот период группа в Европе дала свыше половины всех своих концертов.

Возвращение в российскую действительность стало суровым испытанием для музыкантов Ва-банка : из-за долгого отсутствия на Родине группу успели позабыть. Но в начале 90-х годов началось новое приключение: акустика. Во всем мире тогда проявилась тенденция играть unplugged и Россия не стала исключением. А надо сказать, что в московских рокерских кругах всегда знали и любили русские народные песни, Вертинского, каторжные песни (из-за этого, кстати, у Скляра были неприятности на дипломатической службе), которые исполняли на кухне и в компании. Ко всему прочему судьба свела Скляра с гитаристом Михаилом Кассировым, виртуозно владеющим акустической гитарой. Связав воедино старую любовь и новые веяния. Ва-банкъ записал в 1992 году акустический альбом На кухне , где было понемногу всего - и каторжная песня, и академические экзерсисы, и специально написанные вещи, и несколько старых хитов группы, аранжированных по-новому, и пророчества о жизни российской. И сам альбом, и песня Черное знамя были отмечены публикой и возглавили многие хит-парады страны.

В 1993 году Скляр начал вести на Радио Максимум авторскую программу Учитесь плавать , в которой рассказывал о новинках альтернативной музыки как за рубежом, так и в нашей стране. Постепенно его радиопередача обрела своих поклонников, в число которых вошли и многие столичные альтернативные группы. А в ноябре 1995 года в Горбушке состоялся первый фестиваль Учитесь плавать , на котором Ва-банкъ выступал уже в качестве культовой группы. Примером для подражания стал новый альбом, записанный уже в жанре альтернативы , - Так надо!! .

С тех пор группа взяла за правило выпускать альбомы через раз: акустический, за ним - альтернативный, затем - снова акустический и т. д.

В 1995 г. в составе Ва-банка начали происходить большие перемены. Сначала в концертный состав группы вошел гитарист Алик Исмагилов (экс- Пого ). заменив М. Кассирова. Зимой 1996 года группу покидают Алексей Никитин (ныне - выпускающий редактор Нашего Радио ) и Александр Маликов (ныне - работник банка). После этого в Ва-банкъ приходит Андрей Белизов. барабанщик окончательно распавшейся группы Пого . В новом составе группа записывает альбом Домой!! . Кроме того и Исмагилов, и Белизов участвуют в сольном проекте гитариста Ва-банка Егора Никонова.

По мере приближения к концу века Ва-банкъ . стремясь оставаться во главе движения, начинает экспериментировать с формой: записывается альбом Нижняя тундра по одноименного рассказу модного писателя В. Пелевина, к живым концертам привлекается популярный ди-джей Дельфин. В то же время Александр Ф. Скляр в своих сольных проектах уходит в сторону традиционной музыки, он записывается с братьями Жемчужными, с упоением исполняет танго. Так, видимо, и должно быть по жизни: радикализм и традиция всегда ходят рука об руку.