«алиса» показала магический театр

В этом году Россию захлестнула череда юбилеев, широко празднуемых многими рок-музыкантами. Разнообразию поводов нет предела. Отмечают всё: и персональные круглые даты (Валерий Кипелов, Борис Гребенщиков), и юбилеи групп («Несчастный случай», «Наутилус Помпилиус»), и годовщины самых успешных альбомов («Ария») и коллективные юбилеи отцов-основателей коллектива (та же «Ария»). Но всех превзошел Константин Кинчев, который 30 ноября в СК «Олимпийский» отпраздновал сразу три значимых даты: 25-летие «Алисы», 35-летие своего Бытия в рок-н-ролле, 50-летие жизни на Земле.

Столь весомые поводы подразумевали из ряда вон выходящий концерт. Казалось бы, Кинчеву, постоянно перебирающему на своих выступлениях ворохи старых песен, удивить чем-то «уважаемую публику» будет сложно. Однако ему это в очередной раз удалось!

Юбилейный концерт «Алисы» Кинчев сравнил с театром, чудом, таинством, Сказкой, которая больше не повторится никогда. Вот почему группа принципиально отказалась в «Олимпийском» от видеосъемки и даже не стала прибегать к услугам фотографов. При этом КАЖДЫЙ элемент сценического действа был продуман до мелочей и нес особый символический смысл. На общую Идею работал и видеоряд, и световое шоу, и декорации, и жесты Кинчева, и его постоянные переодевания. Концерт в «Олимпийском» носил ретроспективный характер. Из каждого альбома было представлено по 1-2 песни.

В свою очередь, весь творческий Путь «Алисы» Кинчев условно поделил на пять этапов, каждому из которых соответствовал особый наряд вокалиста. В Прологе (его роль выполнял доалисовский «Доктор Франкенштейн») Кинчев предстал перед поклонниками в элегантном черном плаще. Песни 80-х лидер «Алисы» исполнял в ничем не примечательной черной футболке, которая олицетворяла Кинчева-своего парня, надежного и вольного. Кинчев демонстрировал полнейшую открытость публике, интонационно выделяя наиболее важные участки песен («нас величали ЧЕРНОЙ ЧУМОЙ») и смело редактировал старые тексты песен. Так, в «Тоталитарном рэпе» он намеренно дистанцировался от злободневных реалий, превратив её в песню-предупреждение. В ее финале он испытующе вопрошал: «А вы как хотели, ЕСЛИ БУДЕТ новый командир».

Окончательное единение Кинчева 80-х с поклонниками произошло во время дворового гимна «Армия жизни». Именно на ней привычные обложки альбомов на экране сменили снимки, авторами и героями которых были фанаты «Алисы». Особенно умилили кадры, где поклонники встречали (или провожали) своего любимца на вокзале и где две маленькие девочки гордо подняли вверх шикарно изданные фотоальбомы «Алисы».

Смутное начало 90-х ознаменовалось новым нарядом – свисающей сплошными лохмотьями красно-черной майкой. Не исключено, что это одновременно символизировало «униформу» Шута и истерзанную бесконечными психоделическими экспериментами Душу Константина Евгеньевича. И песни все были, как на подбор – угрюмые и созерцательные: «Смутные дни», «Плач», «Умереть молодым», «Белая невеста». На экранах появился покойный гитарист «Алисы» Игорь «Чума» Чумычкин. Величественным реквиемом по нему (и не только!!) стала выворачивающая наизнанку «Умереть молодым». «Алиса» в очередной раз поменяла ее аранжировку, превратив в совсем уж запредельный doom gothic metal с ведущей линией клавишных. Не меньше пробирал произнесенный после песни комментарий Кинчева:

Всем ушедшим не вовремя – посвящается!

В назидание всем живым…

Не надо!! Живите долго и счастливо.

Третью ипостась Кинчева (вторая половина 90-х) воплощала причудливая красно-черная же рубаха. В ней было больше определенности и лоска, нежели в рваной майке, но все же она ассоциировалась с неким переходным периодом в Пути Музыканта. Когда война внутренним демонам уже вроде бы объявлена, но ее исход пока не ясен никому. Нагляднее всего этот период проиллюстрировал легонький блюз «Слезы звезд» из нереально красивого альбома «Jazz». Исполняя эту вещь, Кинчев стоял в скрещенных наподобие противотанковых ежей световых потоках. Нужно было видеть, с какой неподдельной досадой он обращался к себе прежнему:

Ты хочешь покоя, ты хочешь тепла,

Ты хочешь забыться и спать до утра,

Что ж, ты, видимо, прав –

и безнадежно взмахивал рукой.

Наконец, финальное перевоплощение Кинчева было связано с его недавними личностными дисками – «Стать Севера» и «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта». Праздничная черная рубаха музыканта, декорированная выпуклыми цветами и витиеватые песни («Стать Севера», «Вот так» и проч.) чуть приоткрывали зрителям Пейзаж его Души, безудержно стремящейся к Свету. Экран же запечатлевал чей-то стремительный бег по живописному лесу через густые ветви деревьев, сквозь которые чуть проглядывали лучи Солнца…

PS: Кажется это был первый концерт Кинчева за последние лет восемь, где не звучало ни одной чужой песни. Хотя в ходе выступления, кроме Чумы, поминался и Виктор Цой (после «Все в наших руках»). Персональный Магический Театр Кинчева диктовал ему именно такой сценарий. Даст Бог, «Алиса» выпустит к весне трибьют Рикошету. Вот на концертах в поддержку этого альбома и будут уместны кавера Майка Науменко, Виктора Цоя и других мертвых поэтов. Если, конечно, того захочет сам Мастер.