у нас всё будет в порядке

На Урале потому так много выдающихся , - утверждают люди, - что из-за вашей неблагоприятной экологической обстановки рождаются одни мутанты . Даёшь всем странам СНГ такую неблагоприятность… Мы хотим рассказать вам об одном из экологических недоразумений - рок-группе Агате Кристи . Тем более что есть повод: не так давно в столице Урала при большом скоплении народа группа Агата Кристи завязала с первой трудовой пятилеткой .

Давным-давно, а может быть, и недавно, в те времена, когда авторы этих строк не то, что слушать музыку, говорить-то ещё толком не умели, в ВИА одной из школ города Асбеста встретилась троица - Вадим Самойлов (тогда ещё просто шестиклассник Вадик), Александр Козлов и Пётр Май. И никто тогда (а шёл 1977 год) не мог предположить, что в нынешнем, 1993 году, спустя шестнадцать лет, все и вся города Екатеринбурга будут отмечать первый юбилей команды, созданной бывшими асбестовскими школьниками - Вадимом Самойловым и Александром Козловым.

Агата Кристи вошла в неписаную историю рок-музыки в 1988 году. Именно тогда был записан первый, принесший группе некоторую известность альбом Второй фронт . Кто-то умиротворённо улыбался, а кто-то яростно плевался, но все сходились в одном: проект Агата Кристи признавался состоявшимся.

-У меня остались совершенно жуткие воспоминания о детстве, - рассказывает Вадим Самойлов, - например, о том, как я учился в музыкальной школе, где со сломанным голосом должен был петь в хоре какое-то сопрано: я убегал на репетиции, приходила моя мама и устраивала скандалы: А, ты опять! Это потому, что всё было тайком. До третьего курса института (когда я студентом приезжал в Асбест на побывку) мама спрашивала: Вадик, ответь мне, в каком ресторане ты играешь? Она боялась страшно, что начнутся гулянки, пьянки… И вот только тогда, когда в 1988 году у нас прошли
концерты в самом фешенебельном зале Екатеринбурга - в Космосе , мама первый раз приехала, посмотрела на нас и поняла, что ничем страшным мы не занимаемся.

Что-то больно на Нау смахивает… - пытались охладить восторг редких фэнов скептики. Но эти слова уже мало кто слышал. Группа Агата Кристи начала котироваться. Глеб Самойлов (младшенький, мобилизованный брат Вадима) к тому времени уже вылетел из Чайника (Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского), где он немного почислился для того, чтобы успокоить маму , чтобы она знала, что Глеб будет куда-нибудь пристроен! Тем не менее, гастроли команды становились всё более и более продолжительными. И вскоре группа в полном составе зависла в свободном, профессиональном полёте…

Всякое было в той истории. Но не любят ребята рассказывать об этом. С журналистами предпочитают разговаривать исключительно о своём творчестве. С музыкантами надо говорить о музыке , - считают они. Что ж, в этом мы, пожалуй, с ними согласимся.

-Вадим, ты как-то сказал, что в группе собрались совершенно разные люди. Как им удаётся приходить к согласию? Это легко?
-Нет, это не просто. Мы знакомы друг с другом очень давно и уже знаем, каким образом надо строить взаимоотношения, чтобы было минимальное количество конфликтов и максимальный результат. Каждый понимает, что напротив сидит человек, который тоже обладает вкусом, и этот вкус надо так или иначе уважать. И если есть взаимоуважение, то, я думаю, можно договориться.

-Но, в конце концов, это выливается в стиль?
-Ну да, именно так. Исторически сложилось, что мы и музыку разную любим. Вот Александр слушает популярную музыку. Глеб - совершенно противоположную: индепендент , такое всё замороченное. Я люблю музыку достаточно пышную, с огромным количеством нюансов. Я называю её тонкой (с точки зрения профессионального музыканта). И когда все эти три компонента удаётся в пределах одной песни как-то совместить, тогда и получается такой конгломерат интересный.
Когда и духовность есть, и атрибуты популярной музыки. И всё это сделано ещё и изящно. Вот тогда нас всех это устраивает.

-Можно ли сказать, что все ваши последние, наиболее известные работы - Коварство и любовь , Декаданс , Позорная звезда - написаны в совершенно разных стилях? Насколько я помню, вы говорили,что ваш стиль - горячая постель .
-Ну, хот бэд - это сочетание не совсем правильно переведено. В переводе с английского оно означает свежий , можно сказать, только что со сковородки . А то, что нам удаётся делать альбомы непохожие один на другой, я считаю одним из наших плюсов. Я даже не знаю, по каким причинам альбомы получаются разными. В принципе, они пишутся где-то через полтора года. Может быть, мы успеваем пресытиться предыдущим материалом, и хочется чего-то принципиально нового?

-Некоторые говорят, что Позорная звезда - это смесь классической Агаты , попсы и Виктора Цоя?
А.К.: Я спокойно отнесусь к этому. Мы хотели сделать альбом, который слушался бы широкими массами народа и не был бы рассчитан на какую-то узкую возрастную или социальную группу, который смог бы понравиться и быть принятым достаточно большим количеством народа. А влияние Виктора Цоя… Два-три года назад некоторые считали, что мы попадаем под влияние Нау . Это была ошибка. Мы как к Нау спокойно относились (конечно, с уважением, но спокойно), так и к Цою относимся. Выскажу банальную мысль, но я думаю, что музыкальные идеи достаточно космополитичны и не привязаны ни к одному из наших совковых исполнителей. Я вам могу назвать массу западных групп, у которых Цой черпал свои идеи. Это, прежде всего Смитс и Джой Дивижн . Поэтому не Цой на нас повлиял, а именно та западная гитарная рок-музыка, которая существует уже на протяжении десяти-пятнадцати лет и которая дала миру прекрасные группы. Может быть, я пафосно скажу, но мы достаточно грамотны в этом смысле, чтобы слепо не копировать какого-то исполнителя в надежде на то, что под его сенью мы увеличим свою популярность.

-А верно ли то, что Агата - это чисто студийная группа?
А.К.: Ну, может быть. Потому что мы всегда требовательны в студии к звуку, и добиваемся такого звука, которого нам хотелось бы добиться. А на концертах пока… Мы не снимаем с себя чисто исполнительской ответственности, но на концертах, при нашем уровне технической обеспеченности, невозможно добиться всего того, что мы вкладываем в запись. А с другой стороны, в противовес твоему вопросу, я могу сказать, что к нам в городах, где мы были, особенно за рубежом, подходят люди и говорят: Ваши концертные версии более интересные, более живые, более притягивающие к себе, нежели студийные .

-Вадим, интересно, какие чувства ты испытываешь, когда в пятидесятый раз исполняешь пусть даже свою, пусть даже очень хорошую песню? По-моему, должно быть нечто вроде отвращения…
-Да нет, отвращения как такого нет. Есть, безусловно, песни, которые интересней или неинтересней играть.. Но ведь вы понимаете, что мы всё-таки работаем! Мы приезжаем в город, мы работаем для людей, которые приходят в зал, которые платят за это деньги. И поэтому здесь нельзя говорить о своих амбициях.

-Но слушателю хочется, чтобы музыкант играл как в первый раз…
-Это дело мастерства. Нужно уметь играть даже, может быть, и двухсотый раз. Но уметь играть так, чтобы человек тебе верил. Как актёр. Ведь чем занимается актёр? Он заново переживает ситуацию. Даже не переживает, а играет переживание ситуации. Мы именно этим и занимаемся.

Спокойные и даже несколько инертные в жизни, на сцене агатовцы предельно эмоциональны и подвижны. Публику они заводят , как говорится, с пол-оборота, и почти каждый их концерт превращается в маленький праздник для любителей детективной музыки. А то, что Агату Кристи любят многие екатеринбуржцы, это, несомненно. Любят и верят, что их земляки ещё немалого достигнут. Да и сами музыканты, в общем-то, в этом не сомневаются. Я настроен оптимистически, - говорит Вадим Самойлов, - народ от фанерной -то музыки уже устал и стал требовательнее к качеству исполнения. Спасибо Богдану Титомиру за то, что он эту исполнительскую планку поднял… Если умеешь сочинять хорошо, то, будь добр - сочиняй. Тебя полюбят. Думаю, что у нас всё будет в порядке .