электросудорожная терапия (э. с. т.)

Мысли о возможности, а потом и о необходимости создания своей рок-группы стали посещать Жана Сагадеева и Андрея Гернезу еще в 1983-1984 годах, когда они заканчивали бибиревскую школу № 332. Андрей, с детства фанатевший Нестором Махно и врубавшийся в анархию идеологически, сумел пробудить в интеллигентном беспредельщике Сагадееве интерес и уважение к анархическому движению послереволюционных лет. Создав себе таким образом еще одну сферу общих интересов (кроме любви к хулиганству и музыке), друзья похватали инструменты и приступили к срочному обучению игре на них. Гернеза уже умел в то время довольно грамотно обращаться с гитарой, поэтому первые уроки музыки преподал Жану именно он. Сагадееву же, кроме вокала, достался бас, который с помощью самоучителя был освоен им настолько, насколько тогда требовалось. Усадив за барабаны Гернезу-младшего - Виктора, и назвавшись Жан-Гернеза . трио репетирует и выступает в родном микрорайоне.

В феврале 1987 года, буквально за сутки до начала второго Фестиваля Надежд Толик Крупнов привел Э. С. Т. (а они, прочитав книжку Кена Кизи Полет над гнездом кукушки и откосив от армии, сменили название) в Московскую рок-лабораторию. Э. С. Т. принял участие в фестивале и сходу завоевал первое место, народ в тусовке подсел на анархическую идею, а Батька Махно превратился в настоящий символ рок-сообщества. Сразу стало ясно, что анархические настроения времен гражданской войны наиболее точно соответствуют идее русского рок-н-ролла. Песни 10 веселых лет и Батька, не гони коней сразу же становятся хитами. А Катюша - та и вовсе превратилась в народную песню или даже в гимн рок-сообщества 80-х. при исполнении которого полагается встать по стойке смирно .

Так началось славное движение Электросудорожной Терапии по рок-пространству нашей страны. В 1988 году Андрей Гернеза, одержимый идеей уплотнения и утяжеления саунда группы, приводит в Э. С. Т. гитариста Василия Билашицкого. Скоро, однако, между ними начинаются творческие разногласия, результатом которых, при молчаливом согласии Жана, становится уход из группы... его давнего друга и соратника Андрея Гернезы. На его место Билошицкий спустя какое-то время приводит Марата Микаэляна, окончившего ту же 332-ю школу, что и отцы-основатели Э. С. Т. .

После ухода в армию Виктора Гернезы у Э. С. Т. начинается чехарда барабанщиков, закончившаяся к 1989 году захватом ударной установки Михаилом Сигалом (тоже выпускником знаменитой 332-й школы).

В этом же году Э. С. Т. знакомятся с Эдуардом Ратниковым, который становится их менеджером и, забив концертный тур на месяц, вывозит коллектив в составе Сагадеев-Билошицкий-Микаэлян-Сигал в Западную Германию. Успешные гастроли увенчиваются контрактом с немецко-американской фирмой Destiny , и следующий тур по Западной Германии завершается записью на этой фирме дебютного альбома.

В 1991 году Э. С. Т. записывает свою вторую (но первую для отечественных поклонников) пластинку Проба пера . Ее продюсером стал Валерий Гаина ( Круиз ), который даже кое-что лично исполнил на гитаре и баяне при записи. Но Вася Билошицкий в пух и прах рассорился с Тайной на почве смягчения последним эстовского саунда, бросил свою гитару ему под ноги, запретил ставить свое имя на обложку диска и в сердцах свалил в Черный Обелиск . Тем не менее альбом разошелся по стране 200-тысячным тиражом, одним махом выведя Э. С. Т. в высшую лигу советских супергрупп. Композиция с этого альбома 30 ХГСА становится хитом.

В том же году Э. С. Т. подписывает контракт с БИЗ Энтерпрайсез . Осенью 1991 года Э. С. Т. представляет отечественный рок на огромном международном фестивале Монстры рока в Тушино , получив такое право в результате телефонного опроса. Кроме Э. С. Т. в Тушино выступали AC/DC, Metallica, Black Crows, Panthera. Э. С. Т. вышел на сцену в праздничном составе: Жан - свободный вокал, Марат и Григорий Безуглый ( Круиз ) - гитары. Петр Макиенко - бас, Владимир Козиненко - барабаны. Запись этого концерта вышла в 1992 году под названием Live In The Moscow Outskirts . Причем она включила в себя также несколько студийных композиций, исполненных на английском языке. Завершается альбом песней We'll Be Back , в записи которой приняли участие многие звезды отечественного рока: Толик Крупнов, Валерий Кипелов, Дмитрий Варшавский. Николай Носков, Николай Арутюнов, а также барабанщик Джонатан Мувер, известный по работе с Элисом Купером и Джо Сатриани.

Тушинский концерт стал последним выступлением Марата Микаэляна в составе Э. С. Т. . Вскоре в группу снова возвращается Вася, Жан берет в руки басуху, а за барабанами как всегда восседает Мишка Сигал - трио готово к бою! Любопытно, что именно этот состав считается классическим и настоящим в отличие, скажем, от первого или последнего

Меж тем Э. С. Т. активно продолжает участвовать во всевозможных концертах и фестивалях, сопровождает в гастролях по СНa группы Sepultura . Uriah Heep и Fathe No More , популярность группы растет и вскоре помимо поклонников и поклонниц у Э. С. Т. уже появляются подражатели из числа молодых групп.

В 1993 г. бельгийский лейбл Mausoleum Records выпускает на компакт-диске сборник песен Э. С. Т. , довольно быстро разлетевшийся с прилавков европейских магазинов.

Но к тому времени внутри коллектива снова назрели разногласия между всеми его участниками и снова - музыкальные. Вася традиционно ушел из группы, а Сигал два месяца провел в больнице после того, как разбился на мотоцикле. Жан оказался в одиночестве, которое закончилось тем, что нахальные ребята из молодой группы Адольф Кастл пристали к Жану с предложением дать совместный концерт в одном из клубов. Кастловские басист с гитаристом заблаговременно выучили эстовскую программу и выражали готовность обеспечить Сагадееву инструментальное сопровождение на том сэйшене. Жан согласился, вызвал на подмогу выздоравливающего Сигала, и шоу было отработано. Одновременно было положено начало сотрудничеству дуэта Э. С. Т. с тогдашним кастловским басистом Данилой Захаренковым, который принял участие в записи альбома 13 . Для Сигала же эта работа стала последней: пережитая травма головы не позволяла ему выдерживать полновесные концертные выступления и затрудняла работу в студии настолько, что в какой-то момент пришлось даже отказаться от живых барабанов и записать драм-машину.

Альбом 13 вышел на 'Polygram и стал самой известной пластинкой группы во многом благодаря клипу песни Нет, слышишь, нет! , который ежедневно крутился по многим телеканалам. Это видео стало хитом сезона, существенно раздвинув рамки социальных категорий поклонников Э. С. Т. .

Сразу же по выходу в свет 13 в группу с легкой руки Эдика Ратникова возвращается Вася Билошиц-кий и прихватывает с собой барабанщика Владимира Ермакова. Жан берет в руки ритм-гитару, и Э. С. Т. приступает к активной концертной деятельности, параллельно начав готовить материал для записи следующего диска - Терапия для души .

В 1996 году Э. С. Т. начал год тем, что дал несколько концертов с известным артистом театра и кино Валерием Золотухиным, который в дуэте с Жаном Сагадеевым пел любимые народом песни из кинофильма Бумбараш . Его участие принесло группе награду Лучшее шоу года на Празднике загубленного детства. Кроме того песня Маша-Маша , записанная Э. С. Т. вместе с Золотухиным вошла в альбом Терапия для души

Летом 1996 года вновь уходит Билошицкий. Данила приглашает своего старого приятеля Леню Истомина, который с полпинка разучивает гитарные партии в поезде, по пути на гастроли. С этою времени Истомин становится штатным гитаристом Э. С. Т. .

Вскоре группу покидает и Ермаков. Ему на замену приходит Сергей Блудный Подрезенко, коллега Данилы по работе в группе Див . В конце 1997 года Э. С. Т. отработали первое отделение на концерте группы Motorhead в Горбушке . Так была реализована 10-летняя мечта рокерского народа свести эти две команды вместе на одном сэйшене.

В декабре 1999 года Леню Истомина меняет гитарист-виртуоз Леонид Муха, известный по работе с проектами Сергея Ефимова (экс- Круиз ).