черный лукич. часть 2

Андрей Помидоров: Приходилось ли вам принимать участие в политических или общественных движениях?
Черный Лукич: В 1996 году участвовал в Русском прорыве. С Зюгановым мы ездили в тур. Надо было свалить Ельцина, который довел страну до краха, к сожалению, это нам тогда не удалось, но мы сделали все, что могли. А вся моя нынешняя политическая активность заключается в том, что я часто играю концерты в поддержку репрессированных активистов Национал-большевистской партии. Это было в разных городах. И я считаю, что, не входя в НБП и во многом не разделяя политику верхушки этой партии, вижу в регионах среди членов много людей, которые болеют за свою страну. К сожалению, они подвергаются часто репрессиям. И по мере сил я пытаюсь поддерживать этих ребят.

А.П.: Расскажи о своих последних дисках.
Ч.Л.: Из того, что выпускалось нами, это два диска на московской фирме Выргород . Это альбомы Мария (2003) и Вересковый мед (2004). Новый альбом пока в стадии сочинения, возможно, мы скоро начнем его писать. Но из новинок. Это DVD нашего концерта в честь 20-летия Гражданской Обороны на Горбушке с бонусами различными. И еще на одном DVD выйдет концерт с моего дня рождения в этом году с большим количеством музыкантов. Был очень хороший звук, очень хорошая атмосфера. Я, к сожалению, не видел этого материала еще, но скажу, что редко испытываешь такую радость после концерта. Надеюсь, это удастся передать на видео.

А.П.: До интервью ты сказал, что не любишь на видео смотреть свои выступления. Так как замечаешь ошибки, которые сделал. Есть ли в природе запись, которая тебе нравится?
Ч.Л.: Дело в том, что очень много зависит от монтажа. Потому что только в записи концерта, не важно, аудио или видео, я нахожу свои огрехи. Причем, часто после концерта уходишь довольный, а посмотрев видео, понимаешь, что радоваться особенно и нечему. Видео очень часто не передает того эмоционального заряда, и нужно быть очень хорошим режиссером и монтажером, чтобы сделать все правильно. В свое время один паренек у нас в Новосибирске снял фильм Будет дождь по творчеству нашей группы. Небольшой, 25-минутный. Было использовано порядка 30-ти различных записей с разных концертов, начиная с самого первого в Москве. Плюс какие-то постановочные сцены. И несмотря на все свои огрехи, этот фильм меня удовлетворял. Во всяком случае, мне было интересно его смотреть. Но, к сожалению, его постигла плачевная судьба. Он был переписан на кассету в одном экземпляре и буквально в эту же ночь был выкраден системный блок вместе с фильмом. И сейчас он существует в каких-то обрывочных вариантах, восстановить его уже не удастся. Но Во всяком случае, из этого я сделал вывод, что если приложить к этому делу труд, талант, то можно сделать очень интересное видео. Для меня примером в этом плане считается запись концертного выступления группы ТолкинХеад . Которое было сделано профессиональным кинорежиссером. Она потрясает по своему воздействию. Казалось бы, сними любой концерт с нескольких видеокамер, смонтируй удачные планы, вот тебе и видео. И вот здесь можно увидеть, насколько рука хорошего режиссера может преобразить впечатление. Даже не побывав на концерте, можно побывать в той атмосфере. Поэтому мы и не делали никогда клипов, хотя предложения поступали. Я считаю, что для группы нет ничего хуже, чем плохой клип. Клипы должны быть либо хорошими, либо их не должно быть вообще.

А.П.: Тебе в разных городах часто передают записи местных команд. На что ты обращаешь в первую очередь внимание? На тексты, музыку, технику игры, или общее впечатление от команды?
Ч.Л.: Я, к своему стыду, очень мало прослушиваю их. Почему-то мне трудно в первый раз воспринимать человека в записи. Мне гораздо приятней где-то на фестивалях понять выступление артиста. И думаю, что очень много людей проходит мимо меня незамеченными. Потому что, во-первых, мне очень трудно заставить себя прослушать. Войти в это состояние любознательности. Например, был сейчас в Киеве и попали на фестиваль бардовской песни. Меня там просто поразил один человек Вадим Нарозницкий, у которого, к сожалению, вообще нет никаких записей. Мы пытались хотя бы на диктофон записать, но у всех кончились батарейки. И так и осталось только в памяти его выступление. Но я давно такого творческого шока не испытывал, потому что совершенно не знакомый и не известный за пределами Киева человек с настолько зрелым и ярким творчеством, что я был просто поражен. Ну, а внимание я обращаю в первую очередь, наверное, на мелодический ряд, потому что даже очень хорошие стихи, поданные в убогой музыкальной форме, я вряд ли восприму.

А.П.: Какая музыка у тебя вызывает такое раздражение, что хочется выключить ее?
Ч.Л.: В первую очередь, российская эстрада. При том, что любимый у меня стиль советская эстрада 60-х начала 70-х годов, которую я слушаю практически все свободное время. Есть какие-то нейтральные непонятные для меня стили, это что-то типа хеви-металла.

А.П.: У тебя наверно любимая радиостанция Ретро ?
Ч.Л.: Да. Радио Ретро и Мелодия . Это те радиостанции, на которые я настраиваю приемник. Но, к сожалению, на Мелодии очень маленькая фонотека. Когда я приехал в Питер из Новосибирска, я первый раз ее услышал и очень обрадовался. Стал записывать любимые песни с эфира. Но меньше, чем через месяц, я обнаружил, что все уже крутится по новому кругу, и это тоже не совсем приятно. Причем это странно, так как я, не будучи коллекционером, имею гораздо больше музыки в своей фонотеке, чем есть на радио. Ретро я меньше знаю, так как не так давно слушаю.

А.П.: Какие команды практически в полном объеме представлены в вашей фонотеке?
Ч.Л.: Сейчас уже нет у меня такого. А вот в свое время… Вы, наверное, знаете, что Егор Летов очень большой коллекционер. И я тоже попал под эту волну коллекционирования, и в какое-то время, будучи человеком азартным, понял, насколько меня затягивает. Когда уже все интересы семьи и любые другие дела, лежащие вне покупки любимого альбома, для меня не представляют ничего. И я усилием воли продал по дешевки всю коллекцию, что у меня была, и с тех пор не обременяю себя этим. Покупаю интересные диски иногда, но как только они мне надоедают, то я их дарю. Исключение составляет советская эстрада – Анна Герман, Валерий Ободзинский, Инна Бродская, Майя Кристалинская, Тухманова. Любимый самый композитор это Таривердиев, которого я стараюсь максимально собрать. Это то немногое, что у меня есть в дорогих коллекционных изданиях.

А.П.: А ходите ли на ретро-концерты, где как раз перепевают все эти песни?
Ч.Л.: Нет, ни разу не был. Возможно, если бы совпало, то я бы сходил бы на концерт памяти Таривердиева в концертном зале Чайковского. До сих пор у меня не получалось, а вот мой товарищ ходил, и у него осталось двоякое впечатление. Так как песни исполняются не теми людьми, которые были в свое время выбраны самим композитором. Одно из самых приятных событий в моей жизни - это когда один знакомый подарил два моих диска Вере Таривердиевой, вдове композитора. Ее реакции я не знаю, так же как и не знаю, прослушала она их или нет, но сам факт, что женщина, которая во многом была музой для него, слушает мою музыку, меня очень сильно греет. В свое время Гражданская оборона объявила трехдневный траур, когда Таривердиев умер. Тогда слушалась только его музыка, пилась водка.

А.П.: Чей положительный отзыв по отношению к твоему творчеству был для тебя самый приятный?
Ч.Л.: Мне очень легко ответить на этот вопрос. Это Рома Неумоев из группы Инструкция по выживанию . Если бы у меня спросили какая группа самая любимая? , то я бы ответил, что это Инструкция . Мне, самому автору песен, до сих пор мне не понятно, как можно писать песни такой глубины. И каково было мое удивление, когда в одном из интервью я прочитал, что его любимым музыкантом являюсь я. Это редкое в нашем мире состояние гармонии и мира. И в этом нет никакого кукушка хвалит петуха… .

А.П.: Было ли желание бросить музыку?
Ч.Л.: Очень часто бывает. Как правило, это наступает после завершения концертного тура. Наступает такое опустошение. Я могу неделю в руки не брать гитару. Но проходит время, и возникает голод, и очень хочется петь, концертировать. Подобное еще возникает после того, как записал альбом. Это забирает тоже много энергии и сил. У меня был очень жуткий период. Примерно с 1991 по 1994 год я не сочинил ни одной песни. Это был невероятно тяжелый период. Потому что когда долго не пишешь, начинаешь думать, что вдохновение тебя покинуло навсегда. Но большей радости после того, как я написал песню после этого перерыва, трудно себе представить. Это была песня Капитанская заря , она потом вошла в несколько альбомов. Возможно, потому что одна из самых мною любимых. Сейчас бывает, что подолгу. Месяц другой не появляется ничего нового, и опять появляется мысль, что все опять началось, и сколько это продлится не понятно. В общем, мы сейчас как слоны, подолгу вынашиваем свои песенки.