«рикошет вступил в очередную войну – и не рассчитал опасности»

Лидер «Алисы» спродюсировал трибьют Рикошету «Выход Дракона», а музыканты группы записали большинство партий для этого альбома. О том, как шла работа над трибьютом, Константин Кинчев обстоятельно рассказал в интервью корреспонденту портала Музыка KM.RU.

KM.RU: «Выход Дракона» - это сборник лучших вещей, составленный самим Рикошетом незадолго до смерти. Очень интересно, откуда вообще появилась информация об этом проекте и до какой стадии сам Рикошет успел довести этот замысел?

- Есть такой человек – режиссер Олег Флянгольц. Это очень близкий товарищ Рикошета (не могу сказать, что ближайший, потому что сам претендую на эту роль). Именно от Олега я узнал о смерти Рикошета - и мы тут же сорвались в Питер, дружка хоронить.

(Александра Панфилова о похоронах Рикошета: «Странное дело, но мурашки по телу, и скулы сводило от какой-то удивительной торжественности. Хоронили Воина. Я смотрела на Кинчева, на Айяйяя, на Фляна. Смотрела на осунувшиеся мужские лица, и понимала, и чувствовала, что в том, КАК они выносят из Лавры гроб брата и друга, есть какой-то необычайно правильный расклад. И в том, что «Текила» последними ушли от могилы, и в том, какие ледяные ладони были у Женьки Федорова и потерянный взгляд Дусера…Была простая в своей непостижимости человеческая трагедия расставания. Уже потом, чуть позже, каждый нароет в себе раскаяние, какие-то долги, которые не заплатить уже. Всегда так. Я думала, что дома отпустит. Ан нет. Вернулась в состояние «до» в состоянии «после». И опять все перепуталось»).

Пока мы тряслись в ночном поезде, Флян (так мы между собой называем Флянгольца), рассказал, что, когда Рики останавливался у него в последний раз, оставил вот этот сборник. Рикошет собирался показывать альбом Алексею Козину (глава фирмы Navigator Records, которая в итоге и выпустила трибьют. – Прим. ред.) для издания в качестве «Greatest Hits». Флян сказал: «Может быть, тебе отсюда что-нибудь пригодится». И у меня тут уже возникла мысль по поводу трибьюта.

KM.RU: К моменту кончины Рикошета «Выход Дракона» был уже полностью сформирован или же существовал только на уровне замысла?

- Сборник был полностью подготовлен Риком, там было 14 треков. В наш трибьют не вошла песня «Два товарища». Я не представлял себе ее аранжировку, для меня песня была слишком сложной. У Рикошета «Два товарища» были одной из любимых вещей, поэтому я каюсь, что здесь я завещание до конца не выполнил. На самом деле, песня «Два товарища» вводила меня и всю группу в ступор. Было непонятно, как это все повторить и кто вообще это сможет сделать…

KM.RU: Рикошет этим очень славился, у него очень замороченные порою были аранжировки.

- «Два товарища» для меня - чересчур навороченная. Видишь, у тебя она, например, одна из любимых, а я ее просто не понимаю.

KM.RU: Ее можно рассматривать в разных разрезах. Одна из возможных трактовок - диалог рокера с рэпером. Причем в мировоззренческом плане… А как вы думаете, чем мог руководствоваться Рикошет, формируя этот сборник? Много странностей. Во-первых, сделан упор на сольном творчестве, нет старых песен из «Объекта Насмешек», но зато есть две вещи из не изданного на тот момент альбома «Объекта» «Телетеррор». Во-вторых, много сольных неизданных вещей: «Саундтрек», «Девушка гангстера», «Бонни и Клайд», «Луна». Почему он, сначала не попытавшись выпустить эти треки в номерных альбомах, сразу решил их включить в «Greatest Hits»?

- Мне тоже это непонятно. Когда он выпускал в 2001-м свой последний прижизненный сольник «Не снимать! Черные очки» (который мне показался сделанным тяп-ляп, так как в нем было три оригинальных песни, а все остальное - довесок), я и предположить не мог, что уже тогда у Рикошета были «Бонни и Клайд» и «Девушка гангстера». Причем «Девушку гангстера» в оригинале тоже играли Ослик с Левиным (клавишник и гитарист «Алисы» - ред.). Но вдруг Рикошет эти песни тогда взял - и почему-то задвинул! Чужая душа - потемки.

KM.RU: Вы хотите сказать, что на тот момент эти песни уже были готовы?

- Они были и должны были входить в «Черные очки». Сильнейшие, на мой взгляд, вещи. «Саундтрек» там тоже, кстати, был. Несмотря на это, Рикошет тогда сделал совсем невнятный альбом с кучей бонусов. Может быть, это произошло потому, что тогда он еще не вполне вернулся в панк из электронщины. А электронщики считали «модным» делать альбомы из бонус-треков . Поскольку Рикошет в определенные стадии своей жизни считал себя либо панком, либо электронщиком, либо модным хип-хопером, то он и придерживался как эстетики, так и формы этих направлений.

KM.RU: Трек-лист «Выхода Дракона» вы, по сравнению с авторским замыслом, изменили?

- Да, я чуть-чуть поменял песни местами. Конечно, я стремился соблюдать рикошетовский порядок, но тут уж пришлось «плясать» от исполнителей. Мне хотелось добиться цельности - чтобы ничего не выпадало и звучало ровно. А для этого пришлось немного поменять очередность.

KM.RU: А можно ли в итоге в получившемся альбоме проследить единую концептуальную линию?

- Саундтрек к кино. Каждая песня - это как маленький фильм. Ведь мышление Рикошета было кинематографичным. Он и жил в придуманном им фильме. Всю жизнь воспринимал через формат кинематографа. Это и хорошо, и плохо одновременно. Но это его видение – едкое, саркастичное, очень четко подмечающее все изъяны и достоинства. В общем, взгляд режиссера и сценариста одновременно.

KM.RU: Не было ли у вас планов приложить к дорогому изданию трибьюта бонус-диск, состоящий именно из рикошетовских вариантов?

- Надо было озадачивать Лешу Козина. Ты считаешь это логичным, а для меня это - новая, интересная, креативная идея, которая, к сожалению, пришла с опозданием. Все, конечно, здорово, но время упущено.

KM.RU: А как вам, кстати, посмертный альбом «Объекта насмешек» «Телетеррор»?

- Мне нравится, но для «Выхода Дракона» я бы вытащил из него другие песни: «Самолеты», «Бомбы и девочки» и «Риск». Я их считаю хитами, а Рикошет, видимо, считал иначе. Поэтому в итоге в трибьюте появились оттуда «Песни партизан» и «Пого».

KM.RU: Что для вас этот трибьют: дань другу, некролог музыкантов об ушедшем собрате или, например, поминальная молитва?

- Моя любовь и уважение к человеку, брату моему. Я благодарен всем, кто откликнулся на призыв и поучаствовал. Считаю, что Рикошет был достоин такого трибьюта. Многие люди благодаря тем исполнителям, которые приняли участие в трибьюте, могут теперь узнать Рикошета поближе. Все-таки Рикошет, по своей сути, панк, поэтому – расп…й. А поскольку он такой, то у него и прописано все было небрежно. Мы постарались это «причесать». Не знаю, хорошо это или плохо, но опять же благодаря исполнителям хочется слушать, о чем же эти песни. Потому что у Рикошета иногда смысл шел просто фоном.

KM.RU: А что не получилось, на ваш взгляд, осуществить в этом трибьюте?

- Если брать трибьют целиком, то, мне кажется, все получилось. Я доволен работой. Судя по положительным отзывам тех, кто уже слышал трибьют, у нас все получилось. И слава Богу!

KM.RU: А если брать изменения в составе участников? Я знаю, что в «Бонни и Клайд» хотели пригласить Земфиру…

- Да что ни делается, все к лучшему! Не знаю, как это выглядело бы у Земфиры, но на ее месте Земфиры появился Дэн Калашник и сделал замечательный трек. Также была абсолютно шкодная, панковская идея пригласить на «Девушку гангстера» Аллу Пугачеву. Но в итоге мне показалось, что это уж чересчур смело. Конечно, Рикошет бы прикололся и оценил. На самом деле, я больше чем уверен, что Алла Борисовна бы не отказалась. Но Люся Махова (группа «Dайте2». – Прим. ред.) тоже сделала хорошо.

KM.RU: «Девушка гангстера» - это один из моих любимейших треков в трибьюте.

- Просто сама песня получилась с потенциалом на хит. Она такой была и у Рикошета. Для меня вдвойне удивительно, почему он её не включил в альбом «Не снимать! Черные очки». В этом случае «Черные очки» заиграли бы совсем по-другому! Был бы настоящий сольный альбом Рикошета. Потому что, помимо «Девушки гангстера», была убрана «Бонни и Клайд», а это очевидные хиты. Если присовокупить к ним вошедшие в альбом песни «Духи» и «Черные очки», получилось бы сразу четыре мощнейших хита. А вот «Саундтрек» у Рикошета был нудный, а Лагутенко сделал шедевр. Илья такой молодец, записал задорную, веселую, очень шкодную песню! У Рикошета шкодность была потенциально в тексте, но аранжировочно песня звучала однообразно. Поэтому огромное спасибо Илье за творческий подход к теме. Там он и гармонию поменял, немного ее упростив. В принципе, собственное гармоническое мышление Рикошета было хитовым. Но когда там появлялся Женя Федоров (басист «Объекта насмешек» и Рикошета, ныне – Tequilajazzz. – Прим. ред.), все начинало идти по пути усложнения - в гармональную атональность. А это вредило песне (на мой вкус, конечно).

KM.RU: Ну «Текиладжаззз» славятся тем, что у них потенциально хитовые вещи надежно скрываются под инструментальными изысками. Кстати, когда вы год назад анонсировали этот трибьют, то говорили, что все инструментальные партии к нему запишет «Текиладжаззз». Почему этого не произошло?

- Я считал и считаю, что дань памяти своему самому близкому соратнику, организатору «Объекта насмешек», должен был сделать состав этой группы. Мы встречались с Женей Федоровым по этому вопросу, все обговорили. Но Женя отнесся к замыслу как-то странно. Он не говорил ни да, ни нет. Я видел, что для него это лишние хлопоты, обременительная история. Но самая главная проблема в том, что он долго не давал четкого ответа, из-за чего мы потеряли полгода. Когда я понял, что мы не движемся никуда, тогда мне пришлось подключать группу «Алиса» и делать все уже своими силами.

KM.RU: Почему же «Текила» не поучаствовала и в вокальных партиях?

- Потому что у них не было желания заниматься этим вообще. Они живут своей жизнью, и дай Бог им всего самого хорошего. Никаких обид у меня нет, все мы люди, и каждый имеет право на свои решения... Единственно, было жалко потраченного времени. Сказал бы сразу: «Нет, я не возьмусь!» Можно было даже не объяснять почему. Сказано в «Библии»: всегда говори «да-да», «нет-нет». Все остальное - от лукавого. А здесь именно лукавство и было. Вот это единственная претензия. А так - дай им Бог долгих лет и счастливой успешной карьеры.

KM.RU: По этой же причине не привлекались музыканты Лев Савранский и Игорь Циринский, которые сотрудничали с Рикошетом при жизни?

- По той же самой причине. Если бы я начал привлекать разных музыкантов, со своим видением и аранжировочным мышлением, этот процесс вышел бы из-под контроля. Единственным, кто вмешался в аранжировку, и у меня это не вызывало ни внутреннего протеста, ни возражений, стал Илья Лагутенко, потому что я очень уважаю Илью и абсолютно доверяю его музыкальному вкусу. Лагутенко сказал мне, что хочет все сделать сам - возможно ли это? Я ответил: тебе – возможно! Тогда он поинтересовался, можно ли внедриться в гармонию. Я, опять же, не возражал - и результат налицо, и результат отличный.

KM.RU: Очень интересно узнать, как осуществлялся подход к аранжировкам - притом что вы решили сохранить дух оригинала?

- Подход роденовский - отсекали всё лишнее.

KM.RU: Поэтому же вы урезали исходные варианты рикошетовских вещей? Например, в «Танце» (который в трибьюте исполняет Пух из F.P.G.) убрана клавишно-басовая джазовая вставка.

- Я упростил намеренно. Меня всегда удивляла в рикошетовских аранжировках некая вымученность. Я понимаю, от чего это шло, ведь каждому музыканту хотелось видеть себя в том или ином «квадрате» «ах каким исполнителем!». Рикошет, видимо, попросту шел у них на поводу. А я не видел смысла в этих длинных соло. «Квадраты» есть «квадраты». Не видел я также смысла и в чрезмерной синкопированности. Песни теряют от этого. Они перестают быть песнями и становятся нагромождениями. Так делать, конечно, можно, но в случае, если ты записываешь какие-то масштабные полотна, например балладу. Если же это короткие и мелодичные песни (какой и должна быть панк-музыка), это лишнее. Ну, мы, соответственно, лишнее и отсекали. Насколько это правильно, судить уважаемым слушателям. Не берусь сказать, что я абсолютно прав в этом подходе, но таково наше видение. Я просто шел в сторону песни и делал это потому, что были надежда и желание, чтобы это услышало как можно больше народа. Добиться этого можно через радио. Соответственно, нужны были песни простые, с запоминающимся припевом. Что мы у Рикошета и имеем.

KM.RU: Именно из-за этого усечения «Танец», по вашему мнению, в подаче Пуха получился лучше оригинала?

- На мой взгляд, да. Благодаря Пуху и лаконичности аранжировки.

KM.RU: Кроме того, во многих песнях поменялись тексты. Например, из фразы «в судорогах шептать» из «Черных очков» Шнур выкинул «в судорогах».

- А он просто не мог это выговорить - и выбросил. (Смеется.)

KM.RU: А в «Танце» даже по смыслу изменения внесли.

- Это Пух попросил: «А можно я вот так исполню?» Я ответил: «Да, это интересно».

KM.RU: Тексты других песен тоже изменились…

- Когда я читал ворох рикошетовских текстов, то обнаружил, что на каждую песню у него было по несколько вариантов. К тому же в скобках он помечал, как можно исполнять ту или иную строку еще, в зависимости от ситуации. Поэтому мы выбирали наиболее созвучные версии, на мой вкус.

KM.RU: То есть эти тексты сохранились и воспроизводились не со слуха?

- Да, у меня в компьютере они лежат. Но какие-то пришлось делать со слуха. В «Пенсионерах», например, я до сих пор не могу понять одну фразу, которая идет после строки «Они министры, финансисты…». Поэтому Чача предложил свой вариант, а мне ничего больше не оставалось, как согласиться. (Смеется.)

KM.RU: А вольности, вроде добавления Шнуром в «Черные очки» фрагмента из романса «Очи черные»?

- Это позволялось и приветствовалось.

KM.RU: Я так понял, что песня «Дух» вам досталась по остаточному принципу?

- Так и есть. Тем не менее «Дух» - это как раз та песня, по поводу которой Рикошет со мной советовался. Как-то он мне рассказал, что у него неожиданно получилась странная для него песня, в некотором смысле - духовная. Его это несколько смущало - «а можно ли так, а не чересчур ли я…». Ведь Рикошет, вопреки всем домыслам и досужим разговорам, был православным человеком, по мере сил пытался воцерковиться. В этом смысле ему нужна была поддержка. Мы с ним ходили в мой храм, где он исповедовался и причащался у отца Владислава (Свешникова). Несколько раз он туда же ходил со мной, он ходил на Пасху, отстаивал всенощную. Когда Рикошет мне показал «Духов», я сказал ему, что это здорово, что это абсолютно его язык, взгляд, что песня абсолютно правильная и ничего сомнительного в духовном смысле (чего он опасался) в этой песне нет.

KM.RU: Что вы привнесли от себя, записывая свой вариант «Духа»?

- Я старался ничего от себя не привносить. Другое дело, что там рэпер Фукс помогал Рикошету, а я исполнил партии их обоих. Теща Махова распела припев, сделав его мелодичным (у Рикошета он речитативный). Я только повторил на октаву ниже ту мелодию, которую предложила она.

KM.RU: Распеваться на две партии было тяжело?

- Да нет, нормально.

KM.RU: А нет желания включить «Духов» в концертный сет-лист «Алисы»?

- Нет, она совсем не «алисовская», поэтому вряд ли мы ее будем исполнять. Хотя на записи это и сыграла «Алиса».

KM.RU: У вас вообще нет планов исполнять вживую песни Рикошета?

- Я как раз сейчас думаю попробовать включить «Риск» в концертную обойму «Алисы». «Бомбы и девочки» - тоже, конечно, хит. Но ее бы я сделал, будь я помоложе. (Смеется.) Она такая… чересчур уж школьная.

KM.RU: А с кем сложнее всего было работать в рамках этого трибьюта и с кем проще?

- Со всеми было работать очень легко. Все отнеслись к этому с душой, за что им огромное спасибо. Со всеми было комфортно, все подошли к работе ответственно. Старались.

KM.RU: Очень важно было бы от вас услышать о каких-то последних встречах, разговорах с Рикошетом…

- Он умер, как жил: вступил в очередную войну - и просто не рассчитал своих сил опасности со стороны противника. На этой войне и погиб. Такая смерть Воина. За несколько недель до его смерти мы с ним говорили. Он рассказал, что вступает на тропу войны… Дальше я расшифровывать не буду. Все сводилось к следующему: чтобы спасти человека, ему необходимо узнать врага получше, поэтому он приступает к разведке. Я его предупредил: ой берегись, ой осторожно! Но случилось так, как случилось…

KM.RU: Вы можете как-то попытаться расшифровать символику названия «Выход Дракона»?

- Это Рикошет придумывал. Он - Дракон по году рождения, по татуировке. Плюс к этому, любимым изречением драчуна Рикошета была установка Брюса Ли «Лучший бой тот, который не состоялся»… Мы ему на могильной ограде драконов отлили. Флян срисовал Риковскую наколку, и по этим рисункам отлили...

KM.RU: Будучи в Питере в прошлом году, я застал только старую могилу. Но видел в Интернете фото нового надгробья, очень понравилось…

- Не, ну некоторые фарисеи возмущаются! Но это моя Ответственность перед Богом. И не людям меня судить.

KM.RU: Это полностью была ваша идея?

- Да, но надпись на кресте - это логотип Рикошета. Мне непременно хотелось, чтобы буква О в виде мишени присутствовала и на памятнике. Мишень - потому что как он взял в начале своего Пути название «Объект Насмешек», так в него всю жизнь и стреляли.

KM.RU: Драконы на памятнике - это тоже часть вашего замысла?

- Тоже. Причем у Рикошета на руке Дракон был выколот вертикально, а Флян его сделал на могиле горизонтально.

KM.RU: А идея оформления трибьюта?

- Это Флян. Причем мне не все картинки нравятся. На лицевой стороне Рикошет у него получился алкоголический, но шкодный. Значит, Флян его видел именно таким. Но я его больше представлял Рика Воином - как на заднике обложки. Хотя Флян тоже очень близкий друг Рикошета, Брат, поэтому я вмешиваться не хотел. Единственно, я подсказал, что хорошо бы разбавить буклет комиксами. Ведь это же кино!

KM.RU: В свое время Рикошет иронично процитировал вас в «Пенсионерах»: «Они без шуток заявляют, что все это - рок-н-ролл». Нельзя ли расценивать приглашение Рикошета в ваш трек «Rock-n-roll» как иронический ответ на этот шутливый выпад?

- Нет, здесь, конечно другое. «Мы были вместе по законам войны, каждый - на своем рубеже». Здесь уж не до шуток. Так что у меня не было иронического ответа.

KM.RU: Планируются ли концерты в поддержку трибьюта?

- Вопрос к Козину из Navigator Records. Это уже история не моя, ибо я свою закончил. Дальше - дело промоутера. Если они посчитают нужным осуществить успешную реализацию проекта, то организуют концерт и, кстати, таким образом отобьют свои затраты на этот альбом. Конечно, там вложено не так много денег, потому что все вокалисты работали бесплатно. Поставили Рикошету памятник. Точнее, он сам его себе поставил. Я только это дело организовал и направил потоки в нужную сторону… Как странно складывается жизнь… Рикошет уже стал Легендой.