кино  без дублей

Группа КИНО (Ленинград) возникла в 1981 году как дуэт двух молодых гитаристов Алексея Рыбина и Виктора Цоя, дотоле игравших в разных самодеятельных ансамблях, не оставивших заметного следа в рок-музыке.

ВИКТОР ЦОЙ (рожд.1962 г.) писал удивительно простые и мелодичные песни, которые быстро завоевали популярность у слушателей. Борис Гребенщиков, услышав их, не только отдал им должное, но и приложил много усилий для того, чтобы группа вошла в рок-клуб. Первое выступление Кино в рок-клубе состоялось в апреле 1982 года. За неимением барабанщика его функции выполняли драммашина, а на басу играл Михаил Васильев, тогдашний басист Аквариума . В качестве гостя-гитариста при исполнении одной из песен возник на сцене Михаил Науменко.

В следующем году Виктор и Алексей много выступали и подбирали состав, но закрепиться в нем удалось лишь гитаристу Юрию Каспаряну, с которым Цой продолжал акустические концерты после того, как Рыбин покинул группу.

В 1984 году в группе наконец появился барабанщик Георгий Гурьянов, а на басу стал играть Александр Титов, совмещавший это с выступлениями в Аквариуме . Наличие такой ритм-секции придавало звучанию группы профессионализм и твердость ритма.

Группа стала лауреатом 2 (1984 год) и 3 (1985 год) смотров-конкурсов любительских групп Ленинграда и области, а песня Цоя Я объявляю свой дом безъядерной зоной была названа лучшей песней фестиваля 1984 года.

Осенью 1985 года место Титова на басу занял Игорь Тихомиров, музыкант такого же класса, постоянно выступавший с группой Джунгли .

( Аврора 10, 1986 г.)

Московский комсомолец 25.03.88.

В 1982 году молодой человек, которому было 19 лет и которого звали Виктор Цой, с помощью группы Аквариум записал сольный акустический магнитоальбом Сорок пять , ставший популярным благодаря таким песням, как А когда-то ты был битником , Солнечные дни . В течение двух лет Цой подбирает состав своей будущей группы и, наконец, записывает магнитоальбом Начальник Камчатки . Затем следуют предельно иронический альбом Это не любовь (1985 г.) и Ночь (1986 г.). Летом 1987 года группа успешно выступила на ленинградском фестивале, включив в концерт мощные хиты Будь осторожен , В наших глазах , Группа крови . Затем у Кино наступает сравнительно долгий перерыв, так как Цой уезжает в Алма-Ату на съемки. Но остальные времени даром не теряли. Музыканты Кино (Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Юрий Гурьянов) участвуют в концертах и записях Популярной музыки Сергея Курехина. В их активе и подготовленная в отсутствие Цоя программа поп-группы Союз композиторов .

Парус , 5.88 г.

С ЭСТРАДЫ В ДЕПУТАТЫ?

Слышал, что солиста группы Кино В. Цоя ленинградские рокеры выдвинули кандидатом в народные депутаты. Что или кто помешал стать ему депутатом?

В. Ильин.

Как удалось выяснить Диалогу с помощью нашего собственного корреспондента в Ленинграде С. Разина, Цой кандидатом в депутаты не выдвигался , хотя слух об этом были.

Комсомольская правда 11.06.89 г.

У Кино это были вообще первые доступные массам гастроли в Москве, да к тому же первые после выхода Группа крови . Народ (изобиловавший сочными тинэйджерками в миниплатьицах) соответственно безумствовал, что, в частности, выразилось в низко отмеченных Московским комсомольцем инцидентах с деструктуризацией стульев.

В целом Кино оставило рваные впечатления. Главное из них - спокойное состояние группы на месте, окруженное таким ореолом, что бояться ну совершенно нечего. Весь концерт - проходящая на громогласное Ура!!! халява, объективно годная разве что для подачи в зал на 300 мест в 1986 году. Но магия Цоя творит чудеса: Виктора (желательно все-таки настоящего, живого) достаточно просто ставить на постамент - с мечтательным взглядом и по-мужски оттопыренной губой плюс пустить кинообразный фон из порталов - все, массовый девичий оргазм и миллионные сборы. Вообще же, если говорить серьезно, ситуация с этим концертами сложились так, что ряд организационных накладок поставил Кино перед сложным выбором: либо настроиться, но не выспаться, либо выспаться , но не настроиться. И не нам упрекать Цоя за то, что он выбрал последнее...

Советская молодежь .

КИНО БЕЗ ДУБЛЕЙ

Неудавшийся студент, изгнанный из художественного училища за неуспеваемость и разгильдяйство, он же - надежный кочегар одной из ленинградской котельной создал рок-группу с простеньким названием Кино . Было это на заре восьмидесятых. Сегодня Виктор Цой самый молодой (ему 27 лет) и самый необычный лидер советской молодежной музыки.

Впрочем, необычности вроде бы никакой нет. Все, кто пишет о группе Кино и Цое - а пишут много и повсеместно, - неизбежно припоминают песню из фильма Асса :

Перемен требуют наши сердца.

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе, и в наших слезах,

И в пульсации вен -

Перемен, мы ждем перемен.

От этой песни и танцуют. Дескать, основной пафос Кино - яростный напор детей застоя и борьба со всякими негативными явлениями. Теперь на эту версию работает еще и фильм Игла , где Цой сыграл главную роль одинокого бойца с наркобизнесом. Основоположник Кино давно уже причислен к буревестникам новой волны советской рок-музыки, оттолкнувшейся от гранитных парапетов Невы. Красная волна - так, кстати сказать, и называлась первая пластинка, на которой прозвучали песни группы. Издана пластинка в Америке в 1985 году с легкой руки продюсера Джоаны Стингрей. В общем, нет ничего проще, чем воздать очередной раз социальной активности Виктора Цоя, привести несколько убедительных цитат из его песен и на том успокоиться.

Но мне кажется, мы слышим то, что хотим слышать. Мы все пытаемся измерить доморощенным аршином - рок - это музыка молодежного протеста . Хотелось бы уклониться от наезженной колеи, тем паче что каждый новый шаг группы Кино всегда в строну, всегда вопреки ожиданиям. Когда в 1982 году Борис Гребенщиков, показывая пример истинного меценатства, помог безвестному сочинителю песен Виктору Цою и его приятелю Алексею Рыбину записать магнитофонный альбом Сорок пять , никто особого взлета ребятам не сулил. Снобы воротили нос - это для пэтэушников . И то правда. Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти , Я бездельник, у-у, мама-мама , - самозабвенно излагал Цой нехитрую философию неприкаянного подростка, одинокого обитателя огромного города, которому остается только Сажать алюминиевые огурцы на брезентовом поле . Но именно эти песни и принесли ему первый успех, потому что пел их не загримированный под подростка умудренный дяденька, а обыкновенный подросток, какой есть, с не ахти какими устремлениями, с небогатым словарным запасом. Однако уже в следующем альбоме - Начальник Камчатки ( Камчатка - неофициальное название котельной, где кочегарил Цой) подросток этот неожиданно, хотя и робко, позволяет себе свое суждение иметь . В это время, к осени 1985 года, группа обретает нынешний состав: Цой - вокал и гитара, Каспарян - гитара, Тихомиров - бас-гитара, Гурьянов - ударные. Песня группы Я объявляю свой дом безъядерной зоной на фестивале ленинградского рок-клуба стала лучшей. Вот как заговорил вчерашний подросток! Нет, он по-прежнему остался одинок. Но теперь не жаловался, не скулил, а решил доказать, то и один в поле воин. Точнее, антивоин.

Как долго и изощренно клеймили у нас индивидуализм! Он был и жестокий и бесчеловечный , и идейно-вредный . А в чем, собственно, вред? Дело в том, что человек, полагающийся только на свои силы и поступающий всегда по своему усмотрению, опасен для общества, привыкшего шагать строем. А ведь именно как ходьба строем понимался у нас до недавнего времени коллективизм. Идущий не в ногу не станет покорно подставлять голову под ключ, завинчивающийся пресловутые гайки , не бросится исполнять глупые распоряжения и не замолчит, если на него прицыкнут. Про таких говорили себе на уме , но, по-моему, эта поговорка должна быть занесена в красную книгу , потому что мы давно уже привыкли жить чужим умом.

Герой Виктора Цоя - индивидуалист. И он не желает подстраиваться под чужие законы не только на глобальном, общественном уровне, но и в быту:

Ты так любишь эти фильмы -

Мне знакомы эти песни.

Ты так любишь кинотеатры -

Мы вряд ли сможем быть вместе.

Это не любовь - так называется альбом Кино 1985 года, в котором ясно звучит приговор: любовь не может быть основана на порабощении одного человека другим, личность должна иметь право на самоопределение. Но мысль эта подана не в виде нравоучения или истины в последней инстанции. Цой отстаивает свою точку зрения, но с таким яростным напряжением и с такой пугающей болью, что даже самые обыденные слова вдруг обретают почти осязаемую тяжесть. Быть может, главное сейчас - именно не изобретать новые истины, а пробуждать в нас забытые, вечные. Делать это адски трудно. То, что мы истосковались по простым истинам, подтверждает и нынешняя бешеная популярность Кино . Налицо чисто внешний успех: записи на телевидении, победы на всевозможных фестивалях, триумфальные гастроли, восторженные отзывы в прессе. Но не это главное. В прошлом году появилась возможность послушать и сравнить сразу две работы группы: фирма Мелодия выпустила ни с того ни с сего (то есть вопреки воле музыкантов) альбом Ночь , над которым работа закончилась еще в 1984 году. Наша монопольная студия проявила истинной монопольную прыткость, даже не заручившись согласием группы на выпуск плат пластинки. Опять то же самое стремление - подгонять явление под свои представления о нем. Но Цой, как всегда, ожиданий не оправдал. Он уже ушел далеко вперед, что и доказал в новом магнитоальбоме Группа крови . Изменилась тематика песен, стихи, музыка. Многие песни из этого альбома вполне закономерно стали хитами: Группа крови , Прохожий , Война . Я видел подростков в пригородной электричке, повторяющих как заклинание:

Мы хотели пить - не было воды,

Мы хотели света - не было звезды,

Мы выходили под дождь и пили воду из луж...

Вместо прежнего я появилось мы , но за этим мы не стоит плотная шеренга фанатиков. Это скорее единение отдельных людей , между которыми существуют дружеские, а не чинопоклонные отношения. Я бы посоветовал дослушать альбом до конца, прежде чем записать Цоя в певцы поколения перестройки:

Смерть стоит того, чтобы жить.

А любить стоит того, чтобы петь.

Такая формула мне кажется более простым и в то же время более сложным объяснением пафоса нового Кино . По крайней мере, тут речь идет не о социальной активности из конъюнктурных соображений. Тут и взросление и самосознание. А вот корни этого взросления ищут где угодно, но почему-то никто не обращал внимания, что и в манере пения, и в поведении на сцене, и в скупой на эпитеты поэзии Цоя вязко и властно течет восточная кровь. Интерес к Востоку у нашей молодежи накапливается как бы исподволь, поначалу пробудившись в системных людях, почитающих Рериха и Рави Шанкара, а затем, благодаря победному шествию японской технологии и распространению крутых видеофильмов с участием Брюса Ли, охватил всех поголовно. В том, что когда-то считалось смешным или бессмысленным, теперь вдруг заметили глубину и необычную философию. У молодежи стал прорезаться зуб мудрости, а западная, слишком утилитарная и прагматичная система ценностей ее ужу не устраивала. В фильме Игла многие без труда угадают в пластике, в движении героя Цоя явное сходство с экранным образом Короля кунг-фу Брюса Ли. Он так же немногословен - перефразируя Бабеля, говорит мало, но хочется, чтобы сказал еще . Так же самоуглублен, надежен, нежен к любимой и непримирим к врагам. Он может постоять за себя. Не только физически. Те, кто видит успех фильмов с участием Брюса Ли только в том, что там красиво и много дерутся, по-моему, не прав. В них есть очень наивный, но все равно пример внутренней свободы и независимости. В них звучит гимн личности, уникальной и неповторимой. Все это есть и в песнях Виктора Цоя. Когда он поет:

Группа крови на рукаве,

Мой порядковый номер на рукаве, - я понимаю, что группа крови - единственная группа, которую он признает, и единственный порядковый номер, который он согласен носить. В остальном он всегда будет верен только себе. Может быть потому, что Цой признает только диктатуру группы крови и никакую иную, я не берусь предсказать его дальнейшие шаги, и тем более определять не рискну его место в нашей молодежной культуре. Его кино снимается без дублей, а значит, всегда по-новому.

Игорь Мартынов,

Комсомольская жизнь ,

N 11, 06.89 г.

ОТ ШТИЛЯ

Накануне Первомая несравненная рок-звезда Виктор Цой, плотно укутавшись в свой магический черный плащ, миновал контрольный пункт в аэропорту Шереметьево-2 и, спустя полчаса, взмыл на крыльях доблестного Аэрофлота в направлении Японских островов. В Токио его уже ждала Джоана Стингрей, жена гитариста Юры Каспаряна, а также американская певица независимого рока, а также большая поклонница группы Кино (в силу своего семейного положения). Джоана в данном случае прикладывает усилия к организации гастролей Витиной команды в стране Восходящего Солнца.

Однако все вышесообщенное не означает, что Витя позабыл о 15-летнем юбилее Звуковой дорожки . Он намерен вернуться в Москву 3 мая. Билеты уже на руках. Погоду, вроде, обещают летную.

До сих пор народ кайфует при воспоминании об аншлаговых сольниках Кино в октябре прошлого года в Лужниках. Кино - легенда питерского рока, который поклоняются миллионы. Они в восторге встречают Цоя и команду от Москвы до самых до окраин. В Киеве недавно, невзирая на глубокую ночь, проводы Цоя переросли в многотысячный митинг на привокзальной площади. При этом общественный порядок соблюдался безукоризненно. То же самое повсюду и везде, где ступает цоевая нога, а также ноги его коллег по группе: Юрия Каспаряна, Георгия Гурьянова, Игоря Тихомирова.

Московский комсомолец , 1.05.90 г.

ВОТ ТАКОЕ КИНО

Однажды Борис Гребенщиков сказал про группу Кино : Ни у кого в песнях нет столько чистоты и нежности . Он же был крестным отцом группы. В 1982 году Б. Гребенщиков помог Виктору Цою и Алексею Рыбину записать магнитный альбом 45 . Автором всех песен был Цой. Было тогда ему 20 лет. Студент, изгнанный из художественного училища за разгильдяйство, служил кочегаром в одной из ленинградских котельных, которая в просторечии именовалась Камчатка . Следующий альбом так и назывался Начальник Камчатки .

Первая пластинка Кино вышла в 1985 году в Америке под беспроигрышным для Запада названием Красная волна . В том же году группа записала альбом Это не любовь . В 1987 году, несмотря на то, что у Кино в родном Ленинграде было за весь год всего лишь два концерта, по итогам опроса журнала РИО , Кино было признано лучшей группой, а песня Следи за собой - песней года.

В 1988 году фирма Мелодия , то ли раздобрившись, то ли спохватившись, выпустила альбом Ночь . Ни к селу, как говорится, ни к городу. Потому что работа над этим альбомом была закончена аж в 84-м. А в 88-м, естественно, группа уже ушла далеко вперед и была совсем не той, что четыре года назад. Сам Цой узнал о подарке Мелодии из газет - фирма не вела с группой никаких предварительных переговоров, не посчитала нужным получить разрешение автора, оформила пластинку и составила текст, как ей было угодно.

Вскоре группа записывает новый магнитоальбом Группа крови , многие песни из которого становятся хитами . Но по-настоящему Кино прогремело, исполнив песню в фильме Асса . Перемен, мы ждем перемен... , - мерно транслировал Цой с экрана. Вскоре эти слова стали выноситься в заголовки статей о неформалах, а саму группу рассматривали как этакого буревестника молодежного протеста эпохи перестройки. На самом же деле Перемены - песня скорее личная, не претендующая на программную многозначительность. Сам Цой в одном из интервью говорил, что написал эту песню давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и вовсе не имел в виду никаких перестроек.

Следующее заметное появление Цоя на экране - фильм Игла . Когда фильм только еще снимался, в интервью журналу РИО Цой так говорил о своей роли: Я там такой же совершенно, как здесь. Даже также одетый. Ну, герой, настоящий, положительный. Хамоват, правда, но этим, я думаю, даже симпатичен . Он оказался настолько симпатичен, что недавно по итогам опроса Советского экрана , Виктор Цой был признан самым популярным советским актером.

В эти дни концерты Кино проходят в Риге на стадионе Даугава . 24 июня - снова концерт в Москве, на Большой спортивной арене. Сегодня Кино настолько популярно, что может себе позволить выступать на площадке, вмещающей сто тысяч зрителей.

А. Оллис,

Советская молодежь , 14.06.90.

По итогам опроса, проведенного самиздатовским журналом Ленинградского рок-клуба РИО группа Кино названа лучшей в сезоне 86-87 гг. Пожалуй, это вторая волна популярности Кино . Первая пришлась на год основания группы - 1983, когда Цой и его музыканты выпустили магнитоальбом Камчатка , мгновенно возведший Кино в ранг младшего брата Аквариума и Зоопарка . Несколько лет длилась пауза - Кино продолжало выступать с концертами и записывало новые альбомы, но чем дальше, тем заметнее исчезала даже у самых стойких надежда на то, что группа вновь выйдет в лидеры. Надежда таяла тем легче, что в Ленинградском рок-клубе появились Алиса (о Кинчеве тогда говорили не иначе как о приемнике Гребенщикова), затем ДДТ , Телевизор и другие. Вдруг в максимально неблагоприятных обстоятельствах появляется новый альбом Группа крови (1987 г.), и Кино становится едва ли не группой N 1. Этот альбом до сих пор вызывает острые дискуссии среди рок-фанатов. Простота мелодий, невзыскательность аранжировок, некоторое ритмическое и интонационное однообразие - всем музыкальным строем альбом в большей мере принадлежит к жанру поп-, а не рок-музыки. Во время немногих концертных выступлений Кино в зале царит оживленное, вполне дискотечное настроение. К тому же песни Цоя откровенно непублицистичны, несовершенны с текстовой точки зрения, что, по мнению многих, не соответствует тому направлению рок-музыки, к которому по инерции относят Кино , - текстовому року . В оценке этого альбома серьезно разошлись даже знатоки: московский самиздатовский журнал Урлайт оценивает нынешнюю модель Кино как подчеркнуто сдержанный, мужественный попс . А вот что пишет корреспондент РИО : Альбом Группа крови - философский цикл, в котором наряду с традиционной цоевской созерцательностью присутствует ударная энергия. Он активен, напорист, тема его - призыв к поступку. Решимость, которой полна большая часть песен альбома, я бы назвал волей к действию . Пока теоретики спорят, Цой действует. Впервые он снялся во французском фильме Рок вокруг Кремля , а как только стало модно, по его душу потянулись молодые и вполне маститые советские режиссеры. Странно, но, давно выбрав название группы, Цой мистически предсказал свою будущую судьбу кинозвезды. Художник по образованию, к нынешнему моменту он снялся в к/ф Рок , Асса , Игла , не говоря уже о видеороликах, записанных ТВ. Мелодия выпустила пластинку Кино . Сейчас в группу входят: В. Цой (тексты, вокал), Ю. Каспарян (гитара), А. Сигле (клавишные).