крематорий

АРМЕН ГРИГОРЯН и ВИКТОР ТРОЕГУБОВ - вчерашние школьники - познакомились 1 сентября 1977 года на вводной лекции первого курса МАИ. Григорян уже тогда выступал в хард-роковой группе Атмосферное Давление , коллектив Троегубова носил не менее впечатляющее имя - лМонстры?. Вскоре Троегубов присоединился к лАтмосферному давлению?. Собственно Крематорий появился на свет в 1983 году, сначала как дуэт Григорян - Троегубов, поскольку двое других музыкантов Атмосферного давления - Александр Севостьянов (ударные) и Джон Хомяков (гитара) - противились исполнению собственного не хард-рокового репертуара на русском языке.

К тому времени сложилась экзистенциальная философия группы и были написаны программные песни - Крематорий ( Дом вечного сна ), Таня и др. Весь 1983 год прошел в поисках студии, где можно было бы записаться, и в первые дни нового 1984 года на студии Театра им. Маяковского была закончена работа над альбомом Vinus Memoirs ( Винные мемуары - по одноименной песне Троегубова), который они записали вдвоем, с крайне ограниченным числом наложений. Весной того же года появляется вторая запись - Крематорий - II , где состав расширился за счет привлечения альтиста Данилова и барабанщика Александра Севостьянова, - впрочем, это были временные люди и о концертной деятельности тогда говорить еще не приходилось.

Но в июне 1984 года в Крематории появился сначала Сергей Пушкарев, игравший на бас-гитаре и клавишных, а затем и скрипач Михаил Россов-ский. Именно после появления двух вышеперечисленных музыкантов сложился первый концертный состав: Григорян - Троегубов - Пушкарев - Россов-ский, впоследствии называемый лзолотым?. К этому времени два первых альбома лКрематория? уже широко распространились, и приглашения на концерты не заставили себя долго ждать. Успеху группы во многом способствовало то, что даже на флэтовых , т. е. домашних концертах группа выступала в полуэлектрическом варианте - в комбик включались электрогитара Троегубова, бас Пушкарева и микрофон Григоряна. Вторая половина 84-го и весь 85-й прошли в непрерывных флэтовых концертах, которые случались по два, а однажды и три раза в день. Но тогда же, после тусовки в подвале Булгаковского дома, произошла и неприятная встреча с органами, где с Григоряна и Троегубова взяли подписку о прекращении выступлений. Однако после небольшого перерыва все закрутилось по новой, к тому же Виктор с Арменом поработали в театре-студии Арлекин , планируя поучаствовать своими песнями в пьесе о рано умершем замечательном клоуне Леониде Енгибарове. Эта постановка так и не осуществилась, зато Троегубов сыграл Душу Вийона и спел заглавную партию в зонг-опере Франсуа Вийон .

В 1986 году Крематорий вступает в Московскую рок-лабораторию и начинает выступать в больших залах. На особо ответственные мероприятия группа приглашает второго скрипача Вадима Саралидзе, живого ударника заменяет самодельный ритм-компьютер талантливого самоучки Алексея Кондратьева. Тогда же появляется третий альбом - Иллюзорный мир , ставший сборником уже исполнявшихся на концертах боевиков: Америка , Себастия , Наше время . В начале 1988 года выходит альбом Кома , считающийся одним из лучших альбомов Крематория . Сюда вошли песни Безобразная Эльза , Реанимационная машина , Мусорный ветер , Пир белых мумий , в которых философская концепция группы получила дальнейшее развитие. Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть , - поет Армен Григорян в Безобразной Эльзе , - но все, что было, не смыть ни водкой, ни мылом с наших душ . Это основной постулат экзистенциализма: если жизнь прекрасна, то и смерть должна быть прекрасной. Песня Пушка становится гимном московского рок-сообщества, а Мусорный ветер возглавляет многочисленные хит-парады по всей территории Советского Союза.

Однако еще в 1987 году первые успехи лКрематория? ухудшают взаимопонимание внутри группы. Вначале ее покидает один из отцов-основателей - Виктор Троегубов, который вместе с Вадимом Саралидзе создают замечательную арт-роковую команду лДым?. А вскоре после выхода альбома лКома?, весной 1988 года, из лКрематория? уходят бас-гитарист Сергей Пушкарев, гитарист Олег Лагутин, компьютерщик Кондратьев и директор труппы Дмитрий Бродкин. Пушкарев и Кондратьев присоединяются к троегубовскому лДыму?, а Бродкин становится его директором. В конце 1989 года лДым? записал и выпустил арт-роковую пластинку Sapient! Sat (Для Умного Достаточно) .

А Григорян весной 1989 года собрал новый состав, в который кроме него и единственного музыканта из старого состава Михаила Россовского (скрипка, флейта) вошли: Сергей Третьяков (бас), Дмитрий Куликов (гитара), Андрей Сараев (ударные), Александр Куницын (саксофон). И уже осенью 1989 года у Крематория одновременно на двух отделениях фирмы Мелодия в Москве и Ленинграде вышло сразу две пластинки: Живые и мертвые - сборник лучших песен, перезаписанный с новым составом, и Клубника со льдом , на которой был представлен новый материал.

В самом начале 1991 года, в финальной стадии работы над альбомом лЗомби? отцы-основатели лКрематория? Григорян и Троегубов встретились на квартире последнего. После общения было решено попробовать дать совместный квартирник. Флэтовый концерт прошел с большим успехом, и уже в конце февраля Троегубов появился в составе группы на больших концертах в ДК МЭИ. Вскоре Троегубов по совместительству становится директором лКрематория?, а в мае того же года в составе группы появился бывший лдымовский? гитарист Андрей Мурашов. В таком составе группа работает до конца 1993 года, когда лКрематорий? покидает иммигрировавший в Израиль скрипач Михаил Россовский.

Осенью 1993 года состоялся юбилейный концерт десятилетия группы. Несмотря на то, что данное мероприятие откладывалось из-за случившегося путча, концерт прошел с большим успехом, записывался телевидением и впоследствии вышел на видео. В том же 1993 году был издан лДвойной альбом?, предложивший фэнам окончательные версии 24 крематорских хитов. Вследствии разногласий большинство скрипичных партий на эти пластинки записал еще один бывший музыкант лДыма? - Вадим Саралидзе. Хотя впоследствии все участники группы констатировали, что найти замену Россов-скому так и не удалось - он не только был профессионалом высокого уровня, но и чувствовал ту музыку, которую играл Крематорий .

Тогда же, в 1993 году, Крематорий принял участие в съемках фильма лТацу? (впоследствии - Гончие псы , реж. Вячеслав Лагунов). На съемках этого фильма случилось неожиданное приобретение. Главную роль в фильме исполнял Вячеслав Бу-харов, драматический актер, игравший в театрах Воронежа, Риги и Лиепаи. Когда в Латвии начались гонения на русских, ему пришлось уехать. И вот на съемках фильма выяснилось, что он не только хороший актер, но и еще на скрипке играет. В итоге Бухаров вошел в состав Крематория .

Сегодняшний состав группы: Армен Григорян (акустическая гитара, вокал), Вячеслав Бухаров (скрипка, клавиши, вокал), Андрей Мурашов (гитара). Сергей Третьяков (бас), Андрей Сараев (барабаны), Сергей Овсянников (звукорежиссер с 1986 г.).

В записи альбома Зомби принял участие гитарист Виктор Осипов, в Танго на облаке - Ольга Дзусова (бэк-вокал) и Олег Степурко, преподаватель консерватории (труба).

В записи альбома Реквием для всадника без головы участвовали Сергей лПаук? Троицкий. Сергей Галанин. Валентина Пономарева, Николай Арутюнов.

В 1997 году Крематорий предпринял успешный тур по 77 городам России, Украины, Белоруссии и Казахстана и дальнего зарубежья, который еще раз подтвердил, что Крематорий является одной из самых любимых народом групп и наиболее полно выражает экзистенциальную идею рок-сообщества.