воскресенье

Воскресенье - величайшая группа в истории русского рок-н-ролла, своими песнями создавшая образ рок-музыканта как Солдата Вселенной, вечного странника и борца со злом.

Группа родилась в июне 1979 года, когда Евгений Маргулис (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (ударные, клавиши) покинули Машину Времени из-за музыкальных разногласий с Андреем Макаревичем. К ним присоединился студент Гнесинки по классу вокала Андрей Сапунов (бас. вокал), не раз в этой компании (плюс К Никольский) игравший на студенческих танцах, чтобы заработать на лишнюю кружечку пивка, а также - Алексей Макаревич (клавишные) и безработный поэт и гитарист Алексей Романов, тоже когда-то игравший в Машине Времени .

АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ еще в школе собрал свой первый ансамбль, исполнявший биг-бит, и за выступление на школьном выпускном бале получил благодарность от директора. В 1969 году поступил учиться в МАрхИ, где также организовал группу, игравшую шейки, твисты, рок-н-роллы. В 1974 году Андрей Макаревич, с которым Романов учился в МАрхИ в одной группе, пригласил его принять участие в Машине Времени . Целый год Романов пел песни Макаревича, но в конце концов они не сошлись характерами, и Алексей покидает Машину , начав писать собственные песни. В 1975 году Романов попадает в группу Кузнецкий Мост , до его прихода называвшуюся Опасной Зоной . В составе группы также выступают двоюродный брат Макаревича - Леша (гитара), Сергей Андреев (бас), Игорь Котлов (барабаны). Кузнецкий Мост исполнял песни Романова и просуществовал до 1977 года. В 1979 году Алексей Макаревич позвал своего старого приятеля в только что созданный новый проект под названием Воскресенье . Романов горячо поддержал начинание своих друзей и в рекордно короткие сроки, в течение июля, в домашних условиях была отрепетирована первая программа, в которую вошли песни Романова Кто виноват? . Совсем пропащий Я привык бродить один . Снежная баба . Случилось что-то в городе моем . Так бывает и др., а также блок из песен Константина Никольского ( Музыкант . Поиграй со мной, гроза и т. д.), которые исполнял Андрей Сапунов. В августе в учебной студии ГИТИСа, там же, где репетировали и записывались Машина Времени и Високосное лето , была сделана запись этих песен.

Когда работа над пленкой (понятия магнитоальбома тогда еще не существовало) была закончена, встал вопрос, что с ней делать дальше. Немного поразмыслив, музыканты решили отнести запись на Радио Москоу Ворлд Сервис . Тогда, в преддверии Олимпиады-80. все средства массовой информации, работавшие на внешний мир, пытались произвести на зарубежную аудиторию максимально хорошее впечатление, поэтому на волнах этой радиостанции звучало много советской рок-музыки. Туда была отдана и пленка Воскресенья . После этого Романов и его друзья отправились отдыхать на море, в Пицунду, а вернулись они в Москву уже настоящими звездами рок-н-ролла. Радио Москоу Ворлд Сервис передала несколько песен Воскресенья , в том числе Кто виноват? .

Так началась массовая популярность Воскресенья , перекрывшая даже страсти по Машине Времени . Песни группы слышались повсеместно, они исполнялись на обычных шиховских гитарах в походах, во дворах, в красных уголках , причем очень часто народ даже не знал имен авторов. Забавно, но в 1982 году в ругательной статье Рагу из синей птицы , появившейся в Комсомольской правде , авторство песни Кто виноват? было приписано Андрею Макаревичу...

В июне-июле 1980 года в студии ВГИКа был записан новый альбом, и тем же летом Романову позвонил Константин Никольский ( Атланты , Цветы , Фестиваль ), предложивший поработать вместе. Тогда в репертуаре Воскресенья появились новые песни - Ветерок , По дороге разочарований . Предатель и др. И хотя Романов тяготел к блюзу, а Никольский к белому рэггей. - оба эти направления тогда мирно уживались в формате одного состава.

В октябре 1980 года оригинальный состав Воскресенья распался. Маргулис ушел в Аракс , вслед за ним туда подался и Романов - просто поэтом. Разумеется, репертуар Аракса пополнился несколькими Воскресенскими композициями - Один взгляд назад , Сон и т. д. Надо сказать, что Аракс и его вокалист Анатолий Алешин создали одну из лучших ковер-версий 'Ветерка . Но уже в конце 1980 года Романов решил организовать собственную группу, куда позвал Никольского (гитара). Андрея Сапунова (бас, вокал) и Михаила Шевякова (барабаны). Поскольку репертуар нового проекта был практически идентичен репертуару 'Воскресенья , то щедрый Кавагоэ, официальный автор этого названия, подарил его своим друзьям.

В июне 1981 года после серии блестящих концертов была сделана новая запись, куда вошли как новые песни ( Воскресенье . Мчится поезд , В моей душе осадок зла... ), так и версии старых хитов.

В 1982 году исполнилась заветная мечта Романова о профессиональной работе: оставивший Машину Времени режиссер Оганес Мелик-Пашаев предлагает Алексею работу от Марийской филармонии в программе В едином ритме . Поскольку Сапунов и Никольский не имели намерений бросить Гнесинское училище. Романов набирает новый состав, который получает скромное название - Группа Оганеса Мелик-Пашаева . В него вошли бывший клавишник Машины Времени Петр Подгородецкий. бывший звукооператор все той же Машины Игорь Кленов, сменивший пульт на бас-гитару, барабанщик Владимир Воронин и бывший гитарист Веселых Ребят и Аракса Вадим Голутвин. В дальнейшем этот состав получит название СВ , которому сами участники дали почти сотню расшифровок: от Спального Вагона до Снова Воскресенье .

В 1983 году группа записывает альбом Радуюсь , в котором также приняли участие трубач из Веселых Ребят Александр Чиненков и Павел Смеян, саксофонист из Рок-Ателье . Основу репертуара составили песни Романова времен Воскресенья плюс несколько новых композиций - Радуюсь , Вера. Надежда. Любовь. , Все с начала , Спешит моя радость и др. Казалось бы, все идет очень хорошо. Начались гастроли, концерты - причем практически все с аншлагами. Но вдруг все остановилось: против Романова возбуждено уголовное дело. На него вешали все, что можно было найти: и продажу гитары, и продажу неких левых билетов. Романов исправно ходил на допросы, но потом следователю надоело каждый раз писать повестки и она, посоветовавшись с начальством, изменила Романову меру пресечения: последовало полтора месяца в КПЗ и девять месяцев в Бутырке . Когда же суд, наконец-то, состоялся, то судья после первого слушания заявил, что не видит в деле Романова состава преступления, но его тут же вызвали в высшие инстанции, где все доходчиво объяснили, и на следующий день тот же судья вынес суровый приговор: три года с конфискацией. Интересно, что Романова выпустили из тюрьмы на следующий же день после смерти Андропова. Правда, три года после этого ему не давали устроиться на работу в филармонию: Алексей в качестве простого гитариста играл на танцах в Саду им. Баумана, пока в конце 1986 года он не возобновил работу в группе Мелик-Пашаева. Истинной причиной расправы над Романовым было, по-видимому, то, что его группа не вписывалась в концепцию перестройки .

В период, когда Романов ушел в группу Мелик-Пашаева, Сапунов и Никольский много выступают дуэтом со старыми песнями, потом каждый из них собирает собственный состав: Сапунов - Лотос . Никольский - Зеркало Мира .

Новая страница в собственной истории Воскресенья была написана в мае 1992 года, когда фирма Фили выпустила пластинку с лучшими песнями группы. По такому поводу в ДК им. Горбунова фактически после десятилетнего перерыва состоялся концерт золотого состава группы: А. Романов. К. Никольский. А. Сапунов. М. Шевяков Зал Горбушки не смог вместить всех желающих, а публика расценила этот концерт как исполнение пророчества, заложенного в названии группы. После этого события по рок-сообществу пошли разговоры, переходящие в требования восстановить этот состав в качестве постоянного. Романов с Сапуновым в это время как раз оставили СВ . но Никольский был накрепко завязан на собственную группу - Никольский и друзья . Тогда Романов и Сапунов собрали Воскресение , позвав сесть за барабаны сына Иосифа Кобзона - Андрея. Группа много выступала, как в электрическом , так и в акустическом вариантах, в живых концертах часто принимали участие старые друзья - Евгений Маргулис, Евгений Казанцев, Вадим Голутвин и др. Мечты о возрождении настоящего Воскресенья реализовались зимой 1995 года, когда группа собралась в своем практически первоначальном составе, с участием А. Романова, А. Сапунова, Алексея Макаревича, параллельно работавшего с трио Лицей , первый репертуар которого был почти полностью составлен из хитов Воскресенья , и Евгения Маргулиса, иногда оставлявшего ради Воскресенья Машину Времени . В состав был приглашен и Никольский, но он не сошелся с Романовым во взглядах на развитие музыки группы. Никольский предлагал осовременить звучание. Романов же хотел создать своего рода музей. Никольский не захотел участвовать в таком варианте группы. Впрочем, время внесло свои коррективы в намерения. и звучание нового Воскресенья выглядит достаточно современным. Тем более, что песни этой группы бессмертны.