восхождение  агаты

У этой группы интересная, а местами даже забавная история, особенно если судить по прессе.
Смотр самодеятельности завершился шумным падением колонки в зал и не менее шумным выступлением рок-группы, игравшей низкопробный тяжелый рок . ( За индустриальные кадры , многотиражная газета Уральского политехнического института, 1984 год).
Что касается свердловской Агаты Кристи , то это совсем неинтересное продолжение традиций Нау . (читатель А.Козлов, На смену! , свердловская молодежная газета, 1988 год). Эту группу вы не знаете, она выступала лишь в нескольких московских клубах. А вот с записями ребятам повезло: на фирме Мелодия выпущено четыре их пластинки... Признаюсь, музыка группы мне понравилась с первой же пластинки . ( Вечерний Фрунзе , 1988 год)
Над последним сообщением ребята из Агаты Кристи и все, кто имеет представление о работе группы, изрядно повеселились: к моменту их гастролей во Фрунзе в Москве они еще и не бывали, а о пластинке (хотя бы одной) нет речи до сих пор. Это было недавно. Я думаю, сегодня пришла пора познакомиться с АК поближе. Итак, Агата Кристи , Свердловский рок-клуб.
Само существование и успех группы отражает ситуацию в рок-музыке нового поколения. В одной из песен БГ есть слова: Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?.. Что касается сотрет - это вряд ли... То, что она не где-то , а уже пришла - состоявшийся факт.
Группы третьего поколения свердловского рока - не по году образования, а по времени проявления себя как творческой единицы, - сегодня решительно претендуют на лидерство. (Речь идет прежде всего об Агате Кристи , Апрельском марше и Отражении ). Музыканты этого поколения выросли на несравненно большем объеме рок-информации, чем предыдущие, и находятся под традиционным для Свердловска влиянием арт-рока, хотя основным средством самовыражения для них стал стиль нью вэйв разных видов. Нью вэйв оказался ближе, чем хард или панк уже по сходности его речитативного характера русскому традиционному мелодизму - как речевому, так и музыкальному.
У рок-групп нового поколения тексты стали равноправным с музыкой составляющим рок-композиций, если не определяющим. Смех сквозь слезы - наиболее характерная и национальная черта эстетики наших волновиков с ее пародийностью и странным для непосвященных абсурдистским юмором. Перворокеры стремились разрешить проблемы никак не меньше глобальных, общемировых. Наших героев больше занимают реальные бытовые проблемы, когда символами становятся вполне осязаемые коридоры коммуналок и заплеванные подъезды... Это так, словно бы вдруг на смену опьянению внезапной свободой пришла пора трезвых размышлений: а что с этой свободой дальше делать?..
Если конкретно об Агате Кристи , то история ее началась в конце 70-х в школе №1 города Асбеста, где учились Вадик Самойлов, Саша Козлов и Петя Май. Мысль о группе и робкие попытки ее воплощения имели место уже тогда, но судьба разбросала трех энтузиастов рока по разным вузам Свердловска.
Новый этап творчества начался в 1984 году, когда Вадиму и Петру стали узки рамки стройотрядной и факультетской самодеятельности. Группу назвали ВИА РТФ (поскольку дело происходило на радиофаке УПИ). Через три месяца барабанщик уехал по распределению, клавишника призвали в армию. Последним приветом стал альбом Если . Осенние холода вдохнули жизнь в остатки группы. Состав обновился. За клавиши прочно встал бывший соученик, а ныне - молодой сотрудник мединститута Александр Козлов. Начал приглядываться к бас-гитаре Глеб, младший брат Вадима Самойлова.
Замахнулись еще на один альбом - Голос , как раз перед открытием рок-клуба. Дебют группы - декабрь 1986 года, сцена СРК, где они нашли барабанщика Алика Потапкина (экс- Флаг , экс- Наутилус ). Увы, появление третьего альбома Свет омрачилось уходом Потапкина в армию.
Что это была за музыка - Если , Голос , Свет ? Там можно встретить все стили, особенно густо замешаны хард, арт-рок и нью вэйв . Общим было одно: попытка академизма, т.е. подхода к обработке материала через переосмысление опыта классики. Музыка неплохая, но не совсем еще своя. Второй фронт , записанный в 1988 году, стал не просто сменой стиля, но качественно новой работой, итогом долголетних поисков.
К 20 февраля этого года ребята выпустили маленькую памятку для друзей и знакомых: нынешнему составу исполнился год. Причины выбора названия туманно замалчиваются - прямо как в романах леди Агаты, - зато кредо группы сформулировано четко: Агата Кристи - ученики свердловской школы рок-музыки, для которой характерен особенно тщательный подход к музыкальной части. Мы более динамичны и любим гротеск, потому что мы - группа новой волны свердловского рока, и у нас есть свой взгляд на рок-музыку вообще, и свердловскую - в частности . Да, у ребят есть не только свой взгляд на музыку, более того - своя музыка, несмотря на то, что после первых выступлений в СРК кое-кто не слишком точно, но прилипчиво окрестил Агату маленьким Нау .
Возможно, это шло от того, что по мелодизму ( гитарный харт-вэйв , где харт получилось от сплава харт - и арт-рока) Агата Кристи как никакая другая группа клуба была близка к НП . Сходство, впрочем, весьма приблизительное.
Если НП - прежде всего рефлексирующий вокал Славы Бутусова, то у Агаты на первом плане - энергия, часто неожиданные и всегда очень к месту клавишные Саши Козлова, которые на пару с ритм-группой (Петр Май, барабаны, и Глеб Самойлов, бас-гитара) просто выталкивают на передний план гитару Вадима.
В музыке воплотилось счастливое свойство рока - вбирать в себя и трансформировать любой музыкальный материал. У Агаты нет песен, балансирующих на грани рока и попсы , даже когда она обращается к традиционному первоисточнику (танго, оперетте), это совершенно роковый подход, сознательная дань китчу , соответствующему пародийной эстетике новой волны .
Отличен от Нау и подход к текстам для песен. У Ильи Кормильцева они зачастую сентиментально-поучительны, в основном - просто констатация факта. Сходные ключевые строчки, исходные ситуации и поэтому - смысловое однообразие текстов: одиночество, непонимание, манекенность бытия. В какой-то степени это есть и у Вадима Самойлова, но дело ведь не в сходстве той или иной темы - живем-то в одном мире! - но в подходе к этой теме. (В роке, как нигде, возрастная разница в 3-5 лет определяет различное отношение к одинаковым явлениям действительности). В песнях Агаты ситуация и настроение не заданы раз и навсегда, они развиваются: это гротеск разной степени - от злой сатиры до беззлобной ехидинки.
Парадоксальность группы в том, что неся в своей музыке и текстах достаточно тонкую эстетику и выражая ее в довольно сложных формах, она пользуется широкой популярностью в самых разных кругах слушателей и специалистов. (Я слышал обвинения группы в попсе после их выступления на мажорских для замшелого рокера фестивалях в Москве, таких как Сырок , Интершанс , Ступень к Парнасу . А почему бы, собственно, и не выступить? На последнем они достаточно уверенно доказали преимущество настоящего рока - хотя бы над очередным разрекламированным открытием бывшего землянина В.Киселева - рядящимся под рок Санктъ-Петербургом ).
Говорить об АК как о поп-группе, можно только имея в виду значение термина поп именно как популярный , как поперечный срез через все виды музыки, объединяющей все, что наиболее популярно на данном этапе. Причисление серьезных произведений к этому разряду поп-музыки отнюдь не снижает ее достоинств, а скорее наоборот, говорит о наличии в нем каких-то особых качеств, отличающих от музыки для специалистов узкого круга.
Сегодня Агату Кристи трудно застать в Свердловске. Все выходные расписаны далеко вперед, ведь ребята все еще совмещают гастроли с основной работой (хотя, сдается мне, основная их работа - все-таки музыка. По крайней мере - должна быть, если судить по справедливости).
Агате Кристи ничего не преподносили на блюдечке, ребята добились успеха сами, честно и не подлаживаясь под просвещенное мнение . После выступления в Москве ими заинтересовались западные менеджеры. (Впору голове закружиться! Не дай им бог потерять ориентацию, стать культовой группой, ведь на памяти любителей рока и без того много сошедших или сходящих кумиров былых лет).
В декабре этого года АК вместе с Вежливым отказом (Москва) и Не ждали (Таллинн) будут принимать участие в Днях советской культуры в Англии. Они поедут туда в новом составе: летом в группу пришел еще один клавишник - Лев Шутылев (экс- Флаг ), Петра Мая на барабанах сменил вернувшийся из армии Алик Потапкин.
У Агаты Кристи больше сотни романов. У Агаты Кристи - ни одной пластинки и пять магнитофонных альбомов. Пока только пять...