«алиса» сделала «шестого лесничего» злободневным

Ретроспектива – это всегда увлекательно. Тем более когда старые песни отнюдь не кажутся раритетами, извлеченными с пыльных архивных полок, а наполняются актуальными смыслами. Константину Кинчеву всегда была присуща цельность и верность изначально выбранной дороге. Поэтому песни 20-летней давности выглядят сегодня своевременными – даже те, которые написаны не им (как это, собственно, и произошло в случае с заглавной песней концерта).

Выступление, так же как и альбом «Шестой лесничий», началось с песни «Новый метод». Стоило Кинчеву изменить пару слов – и песня сразу стала злободневной. Одна из строк теперь выглядела как «диктатура – дело умных мужчин». Еще год назад, на декабрьском концерте в СDK МАИ на месте «диктатуры» было слово «антикризис», которое тоже било точно в яблочко.

Казалось, рекламная кампания концерта «Шестой лесничий. ХХ лет» была ориентирована на тех, у кого виниловая пластинка с этим альбомом оказалась одной из первых в персональной коллекции. Во многом так оно и произошло, но «Алиса» очень изящно перебросила мостик от того поколения к нынешнему. Спев «Солнце за нас», Кинчев обратился к песням с последнего альбома «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта» - «Вот так» и «Пересмотри», которые ввергли зал в состояние экстаза. Кульминация выступления все же была впереди. Перед песней «Шестой лесничий» сцена погрузилась во тьму, из которой в зал протянулись густые неоновые ветви деревьев «мертвого леса». В одном из интервью, данном незадолго до концерта в Лужниках, Константин Кинчев пренебрежительно окрестил эту вещь «мученической, занудной и длинной». На концерте подобных ассоциаций не возникало даже близко. Своим властным вокалом Кинчев добился стопроцентного эффекта присутствия. Когда лидер «Алисы» ревел «лечь – встать!!», очень хотелось немедленно исполнить его приказ (благо, относительно свободное пространство танцевального партера, поделенное турникетами на три части, позволяло это сделать). Настоящий сюрприз ждал поклонников в финале этой песни. Исполняя гребенщиковскую фразу «Миша из города Скрипящих Статуй», Кинчев присовокупил к мифическому Мише вполне осязаемых Вову и Диму. Говорят, на недавнем концерте «Алисы» в Киеве к этой развеселой компании добавились еще и Юля с Витей…

Еще одним узловым моментом концерта в Лужниках стало исполнение Кинчевым почти 10-минутной баллады «Дурак и Солнце». Давние поклонники группы, привыкшие к тому, что в середине этой эпопеи певец переходит к непосредственному общению с ними, затаили дыхание. И не ошиблись!! После дерзкого вопроса «Кто? Ну, кто?!» он произнес импровизированный монолог: «Кто знает или даже, лучше сказать, задумывается время от времени о том, что происходит у нас в сердце? И какого всякого разного там намешано - доброго, светлого, надежного и верного. И отвратительного, мрачного, предательского и лживого... И все это один человек. Каждый из нас. Как Личность, как Вселенная, если хотите. И в этой Вселенной выбрать правильный вектор, пойти за ним и придерживаться того, той дороги, которая выводит к Свету! Вот, по-моему, единственная задача, о которой стоит задуматься. А все внешнее, сиюминутное - оно само собой пройдет. А вот кто победит - мерзкий, отвратительный внутри тебя или светлый и чистый? Вот это вопрос!»

Кому-то все сказанное могло показаться проповедью. Однако Кинчев наверняка помнил слова Александра Башлачева о том, что лучшая проповедь – это исповедь. Поэтому, приложив руку к сердцу, он доверительно сообщил: «У меня та же самая проблема. С тем самым и живу. В общем, вот таким образом и спасаюсь. И помню. А вы?

Мы помним об этом!
Мы знаем!
Мы знаем, как из сердца уходит боль...»

Наверное, каждый, кто присутствовал в зале, чувствовал, что эти слова приложимы к нему самому. А Кинчев действительно обращался в «Дураке и Солнце» ко всем без исключения. Особенно это чувствовалось, когда он протянул в зал руку и пропел строчку «Солнцу помоги, милый!» с мягкой укоризной. Дескать, ну что же ты замешкался, шевелись, поднимайся, не спи… В эти моменты особенно остро ощущалась неправота тех, кто походя рассуждает как о тоталитарности Кинчева, так и о безжалостности его якобы «черносотенных» поклонников. Лидер «Алисы» запросто пел о чем-то родном, сокровенном, что мы зачастую обсуждаем с лучшими друзьями на сонных кухнях или просто лелеем в своих сердцах, но не решаемся выставить напоказ.

Богатый видеоряд концерта, к счастью, не препятствовал интимности восприятия действа. Были исключительно уместны стильные графические узоры за спиной вокалиста, отсылающие то к кардиограмме с обложки «Пульса Хранителя Дверей Лабиринта», то к знаменитому рисунку с обложки «Солнцеворота». «Стерх» сопровождало увлекательное видеопутешествие по питерским «колодцам дворов», а «Небо Славян» обагрилось хроникой времен Великой Отечественной. Настоящий шок вызвал мемориальный мини-фильм к «Осеннему Солнцу» с участием Наталии Медведевой, Натальи Пивоваровой, Александра Башлачева, Рикошета, Виктора Цоя, Анатолия Крупнова, Егора Летова и других покойных рок-музыкантов.

Константин Кинчев лишний раз напомнил, что его миссия – не разобщать, а скрупулезно собирать воедино «все, что было рассеяно смутой».