аквариум

Название группы очень точно отражает парадигму происходящих с ней метаморфоз и событий. Аквариум - некая совокупность людей, ведущих свой некий образ жизни, кроме прочего, например, играющих музыку, которая рождается в соответствии с этим неким образом жизни. Эта жизнь по ту сторону стекла охватывает не только музыкантов, но и множество других людей, так или иначе причастных ко всему, что связано с Аквариумом . Аквариум никогда не был коммерческой группой хотя бы потому, что альбомы группы рождались не под влиянием извне, например, спроса, а были следствием естественных процессов. Отчасти, в этом и состоит уникальность Аквариума , как группы и как социально-творческого явления, ибо Аквариум , несомненно, нечто большее, нежели просто музыкальный коллектив - для десятков тысяч поклонников это - почти религия.

История Аквариума началась в 1972 году благодаря Борису Гребенщикову и поэту и барабанщику Анатолию Гуницкому. Постепенно, к 1975, состав группы пополнился Михаилом Васильевым - бас, перкуссия; Андреем Романовым - флейта, фортепьяно, гитара; и Всеволодом Гаккелем - виолончель. Годом позже барабанщиком стал Михаил Кордюков, а в 1977 к Аквариуму присоединился Александр Александров - фагот. Перечисленный выше набор музыкальных инструментов довольно ясно характеризует музыкальную направленность Аквариума , ставшую приятным фолк-роковым фоном для основной сути их творчества - своеобразных поэтических форм, принадлежащих перу Б. Гребенщикова. Можно сказать, что Аквариум стал одним из апологетов такого явления, как питерский рок.

Группа стала давать концерты, выезжать на фестивали (Таллин - 1976, Тарту - 1979, Тбилиси - 1980, Архангельск - 1981). Репертуар группы нес на себе отпечаток разнообразных творческих и духовных пристрастий ее участников: от рок-н-ролла до бардовской песни и от восточной философии до театра абсурда. Все это было положено на серию сознательных последовательных стилистических экспериментов. Аквариум пережил увлечения джазом, новой волной, хард - и арт-роком, рэгги, барокко, фолком и пр. Естественно, что многократные метаморфозы претерпевал и состав Аквариума : от дуэта гитары и виолончели до оснащенной модной электроникой команды. Неизменными оставались лишь Б. Гребенщиков и циклическое возвращение к уникальному сплаву традиций разнообразного фольклора, рок-н-ролла и блюза.

В 1981 Аквариум стал членом Ленинградского рок-клуба, принимал регулярное участие в его фестивалях, записал немало альбомов на пресловутой студии Антроп . В студийной работе Аквариуму активно помогали, становясь на время членами группы, такие личности как известный джазовый пианист и аранжировщик Сергей Курехин ( Поп-Механика ), гитарист Александр Ляпин, басист Александр Титов, барабанщик Петр Трошенков, саксофонист Игорь Бутман и др. С 1984 по 1985 участники Аквариума были заняты реализацией собственных проектов, после чего группа воссоединилась, приняв в свои ряды скрипача Александра Куссуля. трагически погибшего в августе 1986.

После подписания в 1986 долгосрочного контракта с американской CBS начался заокеанский этап в жизни Б. Гребенщикова и его группы. В 1987 вышел альбом Радио Молчание , а с 1989 Б. Гребенщиков начал гастроли по США и Западной Европе с группой из американских музыкантов. В его отсутствие А. Романов и М. Васильев создали проект Трилистник и тоже гастролировали и записывались. В 1990 году турне Б. Гребенщикова закончилось и новый Аквариум выглядел так: Гребенщиков, Романов, Васильев, Трошенков, С. Березовой - бас, С. Щураков - аккордеон, А. Решетин - скрипка. Этот состав просуществовал около года, уступив место Б.Г.-бэнду , записавшему вскоре Русский Альбом и Письма Капитана Воронина , и возрожденному Трилистнику . Но и эта расстановка сил просуществовала лишь год, уступив дорогу вновь реинкарнированному Аквариуму . В него вошли Б. Г., А. Титов, Олег Сакмаров - флейта и другие духовые, Алексей Рацен - барабаны, Андрей Вихарев - перкуссия, Андрей Решетин - скрипка, Алексей Зубарев - гитара. И снова гастроли, фестивали, новые альбомы. В июне 1997 коллектив отметил свое 25-летие юбилейными концертами в Москве и Ленинграде и в очередной раз благополучно распался. Б. Г. опять выступает сольно с сессионными музыкантами, и в декабре 1997 представляет новый альбом Лилит . В 1999 история еще раз повторилась - Аквариум был вновь образован, и результатом гастрольной поездки в Японию стал новый альбом СтопМашина .

Песни Аквариума звучали во многих фильмах, например, Иванов . Милый, дорогой, любимый, единственный , АССА , Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви , Рок , Долгая дорога домой