Решив поговорить с Глебом Самойловым, бас-гитаристом Агаты Кристи, а не сего братом Вадимом, лидером группы, я, признаюсь честно, преследовал две цели: во-первых, попытаться посмотреть на команду свежим, не набившем оскомину взглядом, и, во-вторых, познакомить вас с человеком, который все время держится в тени старшего брата.
- Глеб, во всех статьях об Агате Кристи журналисты выдвигают такую версию, что название вы приняли из-за того, что все любите детективы этой писательницы. Это действительно так?
- Нет, конечно. Агата Кристи - абсолютно беспричинное название. Я лично эту кровавую старуху вообще не переношу.
- А кого из писателей ты ценишь?
- Большое влияние на меня оказал Гофман и писатели, выросшие из его творчества: Грин, Уэллс. Гофмана любили и ценили многие великие писатели - Достоевский, например. Только Толстой его не любил, потому что глупый был.
- Первое время Агату Кристи постоянно сравнивали с Наутилусом-Помпилиусом Как ты думаешь, почему это произошло и какие отношения сейчас между вашей группой и Нау?
- Ну, это, очевидно, было связано с тем, что мы фактически сменили Нау на посту королей Свердловского рок-клуба. Тут же начались сравнения, какие-то аналогии... Ну, словом, сам знаешь, как это было всегда принято - дружески похлопать по плечу начинающую команду. Но я не понимаю, как можно сравнивать несравнимое: сценически мы очень отличаемся друг от друга, даже если сравнивать Вадика с Бутусовым. Во-вторых, если взять нашу последнюю пластинку Декаданс (она скоро выйдет на фирме Синтез рекордз) и последнюю пл астинку Нау - Рожденный в эту ночь, уже вышедшую на Русском диске, то разница будет очевидна.
А отношения у нас с Нау очень хорошие. Когда мы в 1988 году выстрелили на третьем Свердловском рок-фестивале, то первые, кто подошел к нам с поздравлениями, были Слава Бутусов и Макаревич. Да и до этого у нас были нормальные отношения со многими из Нау: Вадик дружит с Егором Белкиным, с Лешей Могилевским... Барабанщики у нас взаимозаменяемые. Долгое время в Агате стучал Алик Потапкин, который до армии работал в Нау и у Вадика в сольном проекте. Сейчас он снова стучит у Бутусова.
- Тебе не обидно все время находиться на втором плане, в тени Вадима?
- Знаешь, в нашей группе нет, как говорит Егор Белкин, масика - симпатяги-мальчика, на которого должна молиться публика. Может, именно поэтому мы не стали звездами такого ранга, как Нау. Мы - группа, мы все всегда делаем втроем. Хотя, на мой взгляд , сегодня трудно обойтись без явного лидера, так как время, когда все молились на четверых в Битлз, уже прошло. Сейчас больше возможностей для проявления индивидуальности.
- Не значит ли это, что скоро Агата Кристи расколется, и каждый будет проявлять собственную индивидуальность и займется личным проектом?
- Да, мы уже занимаемся каждый своим собственным проектом. Еще в 1988-м мы решили, что вся карьера АК должна напоминать спектакль, Апогеем сего действия стала, на мой взгляд, пластинка Коварство и любовь, выпущенная в 1990 году на Синтезе. Это несколько измененная версия магнитоальбома 1989 года под тем же названием. Эпилогом же этого спектакля стал диск Декаданс, он скоро выйдет на той же фирме. Своими песнями мы уже высказали свое отношение к нашей действительности на ее определенном этапе. Если найдем в себе силы, будем работать и дальше.
- То есть, Агата Кристи уходит в творческий отпуск...
- Да нет, просто будем записывать сольные программы. Я, например, уже записал: мой альбом называется Маленький фриц, скоро начну работать над второй пленкой.
- А каковы перспективы АК за бугром?
- Мы уже достаточно много выезжали за границу, где нас неплохо принимали. Агата Кристи была в Шотландии, во Франции, в Западной Германии, в октябре поедем в Данию.
- А какое выступление за рубежом тебе наиболее запомнилось?
- Это было во Франции в 1989 году. Мы принимали участие в конкурсе молодых европейских команд Оупен зе рок. Организаторы, прослушав около 200 команд, допустили к самому конкурсу 30-40. Мы вышли в финал и заняли первое место.
- Каков же был приз?
- Нам выдали 10 тысяч франков и подарили двухлитровую бутыль с шотландским виски, которое оказалось отвратительной гадостью. А в будущем году мы поедем на гастроли по Европе. Это тоже входило в приз.
- По мнению Артура Гаспаряна, ведущего музыкальной рубрики газеты Московский комсомолец, никакой разницы между поп-музыкой и рок-музыкой нет. А что ты думаешь по этому поводу?
- На мой взгляд, разделение все же есть, но не на поп и рок, а на хорошую музыку и никакую музыку.
- А как ты думаешь, Глеб, почему у нас в последнее время так увеличилось число музыкантов, играющих эту самую никакую музыку, и почему сейчас идет такой сильный отток музыкантов из рок-тусовки в сторону коммерческой музыки?
- Я думаю, что раньше вокруг рок-музыки был некий таинственный ореол запретности, и в те годы в рок-музыку затесалось много сторонних, лишних людей. Сейчас они отсеиваются, так как рок стал уже менее престижным, чем раньше. И сегодня - эти люди с воодуше влением играют попсу - так же, как несколько лет назад они играли рок.
- Какова заслуга вашего менеджера Елены Чистовой в столь триумфальном взлете группы Агата Кристи?
- Лена Чистова работает с нами с 1988 года, со дня основания группы. До нас ничем подобным она не занималась. Никаких мохнатых лап у нас не было и нет. Все, чего мы достигли, сделано нашими руками с ее помощью.